Но этот намек надо уметь правильно прочитывать
Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно, завтра — что-то совершенно противоположное, послезавтра — нечто третье по смыслу. Но совсем забить на высказывания Зеленского — это, наверное, тоже не вариант, особенно если в речах главного киевского начальника проскальзывают многозначительные намеки. Президент Украины в интервью Fox news: украинцы «должны победить…Я не знаю, как это будет. Я не уверен, что все будут счастливы».
Фраза «украинцы должны победить» — это, разумеется, дежурная политическая риторика, нечто вроде «под руководством коммунистической партии советский народ достигает все новых и новых трудовых побед» в речах эпохи СССР. А вот «я не знаю, как это будет. Я не уверен, что все будут счастливы» — это, напротив, весьма интересно. Фрагмент речи иракского лидера Саддама Хусейна, февраль 1991 года: «Кричите о своей победе, братья! Кричите о своей победе и о победе всех благородных людей, о, иракцы! Вы сражались с тридцатью странами, со всем злом и крупнейшей машиной войны и разрушения в мире… Солдаты веры одержали победу над солдатами зла, о стойкие мужчины. Ваш бог — тот, кто даровал вам победу». А теперь вопрос: какую именно победу Ирак Саддама Хусейна одержал той зимой? Да никакую: международная коалиция во главе с США разгромила иракские войска и вынудила их покинуть Кувейт.
Новости партнеров
Но Саддам предпочел не обращать внимания на эти «мелкие детали», объявил о своем триумфе и после этого целых двенадцать лет продолжал править своей страной. Полностью повторить подобный трюк у Зеленского, разумеется, не получится. Украина при всех диктаторских и авторитарных элементах ее политической системы — это все же не Ирак.
Но вот частичное повторение того же самого политического маневра — это, напротив, вполне возможный вариант. Всё дело в дефиниции, в четком определении самого термина «победа». А четкое определение в нашем мире на самом деле часто оказывается чем-то глубоко эфемерным и мало осязаемым. Бьюсь, например, об заклад, что вы не знали: такая страна, как Мальдивы, — это государство, в котором действуют строгие нормы шариата, включающие строжайший запрет на употребление алкоголя. А вот причина, в силу которой вы об этом не знали: на популярных мальдивских курортах алкоголь льется рекой. Но вот в чем прикол: эти островные курорты мальдивское правительство официально квалифицирует как «необитаемые территории». И при желании в такой позиции можно найти свою логику: местные на курортах действительно не обитают (только работают), и иностранцы там тоже не обитают (только временно отдыхают).
Итак, всё упирается в наличие или отсутствие желания. А желание «переформулировать» смысл понятия «победа» у Зеленского точно наличествует. Нынешняя дефиниция победы — возвращение Украины к границам 1991 года — с каждым месяцем всё больше напоминает старый советский лозунг «построим коммунизм к 1980 году». Вот здесь и растут ноги рассуждений о том, что «победа обязательно будет», но то, как она будет выглядеть, понравится далеко не всем. Это медленная, постепенная, почти незаметная подготовка к фундаментальной смене позиции — фактическому отказу от принципа обязательного возвращения Украины к границам 1991 года. Для российской публики это однозначно приятно. А вот что для нашей страны гораздо менее приятно: упор в последнем предложении предыдущего абзаца стоит делать на такие понятия, как медленность и постепенность.
Вот заголовок статьи на сайте того же самого телеканала Fox News: «Способные нести боевой заряд весом в тонну дроны Украины могут помочь ей перезахватить Крым». Финальный кувейтский маневр Саддама Хусейна — это не то, что находится в киевской политической повестке дня прямо сейчас. Прямо сейчас в этой повестке — отработка нового пакета американской помощи, попытка убедить американских «стратегических инвесторов» в том, что Украина — это тот «актив», в который по-прежнему можно и нужно вкладываться. Пересмотр украинской «формулы победы» откладывается — скорее всего, как минимум до 2025 года.