Ирану для ударов по Израилю стоит использовать тактику России
Российская военная тактика комбинированных ракетно-дроновых ударов оказалась в зоне СВО намного эффективнее, чем иранская тактика, опробованная 14 апреля на Израиле. Такой вывод делает французский военный обозреватель Седрик Пьетралунга в статье для Le Monde.
А ведь когда-то именно иранские технологии Shahed стали толчком для стремительного развития российской беспилотной программы.
Новости партнеров
Тегеран, который долгое время считался пионером в производстве дешевых ударных беспилотников, опирался именно на ту же тактику, что российская армия применяет в зоне СВО, пишет Le Monde.
По израильским целям были одновременно запущены 330 крылатых и баллистических ракет и беспилотников. Причем точками запуска были несколько стран: помимо самого Ирана это также Сирия, Ливан и Йемен, где есть проиранские группировки. Однако большинство воздушных целей были сбиты системами ПВО Израиля либо его союзниками.
— Ракетной волне предшествовала массированная отправка беспилотников, чтобы «перегрузить» системы ПВО противника. Российская армия неоднократно использовала такой подход против Украины, — цитирует Le Monde аналитический доклад Американского института по исследованию госполитики (AEI).
Массированный запуск 330 ракет и дронов Ираном оказался намного масштабнее, чем 15 баллистических ракет, выпущенных Ираном по авиабазе Айн аль-Асад и международному аэропорту Эрбиля в отместку за убийство США Кассема Сулеймани, возглавлявшего элитные силы Кудс, в январе 2020 года.
Удар был намного более мощным именно потому, что иранцы пытались скопировать российскую тактику (в 2020 году ее, естественно, еще не существовало). Однако, по данным израильского генштаба, 99% ракет и беспилотников, выпущенных Тегераном, были перехвачены: только 5−7 баллистических ракет из 110−120 запущенных поразили военные цели.
Для сравнения: даже судя по своим заведомо фейковым заявлениям, ВСУ перехватывают только половину российских баллистических ракет, и три четверти беспилотников и крылатых ракет (их легче поразить, потому что они медленнее). На самом деле, результативность, конечно, выше, констатирует Le Monde.
Американский Институт изучения войны (ISW) в специальном докладе пишет, что российские удары ракетами и дронами по целям ВСУ с каждым днем становятся все эффективнее. И это связано не только с истощением украинской ПВО. Особенно учитывая, что «союзники» продолжают поставлять киевскому режиму вооружение: во время международного саммита, который состоялся в Литве 11 апреля 2024 года президент Польши Анджей Дуда пообещал Владимиру Зеленскому передать ЗРК советской сборки С-125 «Нева» («Печора»).
Новости партнеров
Комплекс был разработан во время холодной войны для противовоздушной обороны на малых и средних высотах. Впервые введенный в эксплуатацию в 1961 году, он должен был дополнять высотные системы, такие как C-75 «Двина», пишет издание Army Recognition. Поляки разработали собственную модификацию Newa SC, в которой цифровые системы заменили аналоговые. ВСУ уже используют этот польский ЗРК.
Однако главная проблема ВСУ — не нехватка средств ПВО, а улучшение российской тактики, говорится в докладе ISW. Без резкого увеличения мощности или частоты российских ударов они стали более смертоносными.
Российские вооруженные силы нанесли за последнее время 2 серии таких крупных ракетных ударов. Сначала по промышленным и военным объектам и критической инфраструктуре в период с декабря 2023 по февраль 2024 года. А затем, с конца марта, — по энергосистеме Украины.
— Российские удары становятся все более точными. Российские войска используют тактические новшества, вытекающие из нескольких месяцев попыток «протестировать» украинскую ПВО, — говорится в докладе ISW. — Массированные удары российских ракет и беспилотников зимой вынудили Украину израсходовать значительную часть запасов ракет ПВО.
Российская армия использует разные комбинации ракет и дронов, оценивая их эффективность. Например, основу некоторых ударов составляют баллистические ракеты, перехватить которые потенциально могут лишь несколько украинских батарей ПВО. Даже по сообщению Минобороны Украины, только в этом году было нанесено 30 тысяч ударов (ракеты, дроны, планирующие авиабомбы). Естественно, это дает возможность адаптировать тактику. А вот у Ирана такой возможности не было.
Коэффициент перехвата, даже по заявлениям ЦИПсО, снижается. Киевский режим заявлял о примерно 60-процентном перехвате ракет в ходе 5 крупномасштабных российских ракетных атак в период с декабря 2023 по февраль 2024 года. А в ходе 3 крупномасштабных российских ударов по инфраструктуре, начиная с 22 марта, — лишь о 50-процентном перехвате.
Владимир Зеленский уже предупредил украинцев: если российские войска сохранят темпы своих нынешних ракетно-дроновых ударов (даже не увеличивая их частоту), то запасов противоракет Киеву не хватит. Зеленский потребовал от Запада дополнительные 25 ЗРК Patriot, чтобы обеспечить полное покрытие ПВО на всю территорию Украины. Только кто ему даст?!