Уничтожение 11 апреля Трипольской ТЭС говорит сразу о нескольких вещах. Например, о том, что у Киева есть проблемы с ПВО, не способной прикрыть даже политически важную для киевского режима столицу. И подтверждение того, что нейтрализация украинской энергосистемы – процесс плановый, хотя Минобороны РФ и утверждает, что удары по ТЭС это месть за удары по нашим НПЗ. Впрочем, война – это путь обмана.
В отличие от периода 2022-2023 годов, когда страдали то распределительные мощности, то подстанции вообще, то железнодорожная энергетическая инфраструктура, в этот раз удары идут по всей системе и по всем уровням. Наиболее сильные перебои с электричеством наблюдаются в Харькове, в области проходит частичная эвакуация. Однако для полного блэкаута и изгнания оттуда гражданского населения нужно поразить открытые распределительные устройства (ОРУ) на Змиевской ТЭС. Сама ТЭС поражена, но распределительную функцию выполняет.
Новости партнеров
Распределительные мощности страдают у Запорожья (ПС Запорожская 750), через них идёт мощность от Южноукраинской АЭС (под Николаевом). Степень разрушений неизвестна. На западной Украине нанесены удары по Добротворской ТЭС (Львовская обл.), Бурштынской (Ивано-Франковская обл.) и Днестровской ГЭС (Винницкая обл.). Призывы экономить электричество звучат уже по всей стране. И что в данном случае важно, параллельно просят сглаживать пики потребления.
При высокой нагрузке на генерирующие мощности возникает падение частоты тока (те самые 50 герц) и оборудование выходит из строя. Одновременное поражение Трипольской, Бурштынской, Добротворской и Трипольской ТЭС делает фактически невозможным стабильную поставку электричества «как было» не только зимой, но и летом. Когда возникает повышенный расход энергии на кондиционеры и, важнее, холодильные установки на складах и в супермаркетах. Выгоревший машинный зал ДнепроГЭС тоже выключает этот объект из списка генерирующих/стабилизирующих мощностей.
У Украины остались атомные мощности. Но без ТЭС и ГЭС они смогут работать с большой опаской: маневры мощностью на АЭС дело рискованное. Тут не про новый Чернобыль, а про срабатывание автоматики, после которой АЭС нужно перезапускать заново после длительного осмотра. Чтобы посадить Украину на голодный энергетический паек, осталось немного – добить оставшиеся ГЭС и ТЭС, например Киевскую и Каневскую ГЭС, а также менее крупные, как подстанция СевГОКа в Кривом Роге, и пораженная ранее Криворожская ТЭС.
Вариантов исхода два. Если мы уничтожим всё, кроме мощностей, обеспечивающих нормальное функционирование АЭС, то некоторые островки цивилизации на Украине останутся только в районе Николаева, Ровно и Хмельницкого. Куда получится направлять энергию без калибрующих мощностей. Если мы ограничимся неким порогом, то Украине придется вспомнить такое понятие, как «категории потребителей электрической энергии». Энергии с нужной частотой и напряжением будет мало (насколько – зависит от наших ударов), и её будут распределять между населением и соц. инфраструктурой. Промышленности на Украине крупной не будет и при таком раскладе.
Как военный фактор «тьма египетская» сработает только при условии отсутствия поставок с Запада. Если из Жешува едут танки и снаряды, то своя промышленность Киеву без надобности. Но пока что – поставки на паузе, что сказывается на фронте в нашу пользу. Сейчас мы можем реализовать оба варианта. Новые ЗРК на Украину если и приедут, то через несколько недель. И окно возможностей для выбивания украинской энергосистемы открыто, тут главное не останавливаться.
В выбивании энергетических мощностей есть и другой момент – в этом бизнесе сидят очень влиятельные люди, например, тот же владелец ДТЭК Ринат Ахметов. Это и им сигнал, вкупе с сигналом украинским военным, который вчера была озвучен на встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко. Мы за вас взялись всерьёз. Владимир Зеленский не сможет защитить ни ваши города, ни ваших солдат, ни ваш бизнес, ничего. Договаривайтесь, пока не поздно, и решайте вопрос с кокаиновыми упырями в Киеве сами. А мы поможем.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»