По такому случаю британский министр иностранных дел Кэмерон и французский Сежурне вместе написали статью для The Guardian. Статья очень смешная, хотя бы потому, что оба автора перечисляют массу совпадений в датах, связанных с разными антантовскими событиями, «отмечают 120-летие сотрудничества между нашими двумя странами» по вопросу раздела колониальных владений и подчеркивают «неизменную приверженность нашей дружбе, которая отражает признание того, что она остается основой безопасности и процветания».
Историки могут вспомнить такой прекрасный пример «неизменной дружбы», как операция «Катапульта» 1940 года. Когда британский флот нанес массовый удар по французским кораблям в колониальных портах Франции под тем предлогом, что эти корабли мог получить Гитлер.
Новости партнеров
На самом деле, ситуация более глубокомысленная. l’Entente cordiale («сердечное согласие») использовалось в начале XX века для обозначения нового англо-французского союза, напоминая о кратковременном англо-французском союзе 1840-х годов, носившем то же название. Поэтому неудивительно, что в четвертой по счету Антанте стороны снова вернулись к двойственному альянсу.
Главное в статье Кэмерона и Сежурне это фраза «мы должны сделать еще больше, чтобы победить Россию. Мир наблюдает за нами и осудит нас, если мы потерпим неудачу». Осталось понять, какой это мир, и выходит ли он за рамки Лондона, Парижа и Вашингтона.
Кстати, воевать с Россией напрямую ни бритты, ни лягушатники не собираются. «Франции и Британии не под силу в одиночку решить эти проблемы. Но вместе мы можем сплотить других, чтобы они присоединились к нам в их преодолении».
Как и предыдущие, эта Антанта не скрывает своих попыток порулить в Евразии, взять под контроль Германию и влезть на территорию России, чтобы отхватить пару кусков. Иногда даже жутко, до чего много аналогий. Например, в ноябре 1917 года на совещании представителей Антанты в Румынии был выработан план вооружённого противодействия установлению Советской власти на Украине и в Бессарабии. А в декабре на англо-французских переговорах в Париже было принято решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной интересов Великобритании были определены «казачьи и кавказские области», Армения, Грузия и Курдистан, Франции — Украина, Бессарабия и Крым.
Аналогия тем более напрашивается, поскольку Макрон называет свой чаемый поход на Украину не иначе, как «интервенция».
Давно пора сделать так, чтобы Британия и Франция думали не об очередных походах на Восток, а о собственном выживании в нашем непростом и тревожном мире. Иначе они и в XXI веке будут упражняться в попытках влезть на российскую территорию, предварительно устроив на наших границах хаос чужими руками.
Четвертая Антанта по своему уровню смысловой русофобии ничем не отличается от первой, созданной под Крымскую войну.
Новости партнеров
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»