А теперь для более широкой аудитории.
Самое плохое в атаках беспилотников по НПЗ — то, что не только мы, читатели телеги, узнаём о них из новостей, но и службы безопасности узнают о них в тот момент, когда к ним уже прилетело.
Новости партнеров
Простой тезис, который я уже задолбался повторять на всяких совещаниях: если в вас что-то летит — это значит, что несколько дальних рубежей обороны уже провалились. Начиная от агентурной разведки и заканчивая системами дальнего обнаружения. И крайне опрометчиво делать основную ставку именно на последний рубеж.
Даже при очаговом, «купольном» принципе периметр обнаружения должен быть вынесен далеко за границы охраняемого объекта. А в идеале, конечно, узнавать о том, что что-то летит, мы должны ещё когда вражеский беспилотник находится в десятках и сотнях километров от объекта. Для этого нужно интегрировать несколько различных систем обнаружения — от радиолокации и акустической разведки до обычной 112, звонков от бдительных граждан. Повесить несколько аэростатов с мультиспектральными камерами — на порядки дешевле, чем потом ремонтировать ректификационную колонну на НПЗ.
А что касается средств поражения, тут тоже ключевое — время принятия решения. Если ты успеваешь понять что-то про канал управления, ты заранее знаешь, есть ли чем тебе его заглушить и поможет ли вообще РЭБ. Если ты обнаружил объект — ты можешь успеть передать данные ПВО-шникам. Наконец, даже если ты понимаешь, что давить и сбивать тебе его нечем, ты можешь успеть подготовить средства пожаротушения и прочие системы пассивной безопасности.
Самое унизительное в нашем случае — тот факт, что беспилотники, атакующие объекты в глубине нашей территории, возникают почему-то как бы внезапно и как бы ниоткуда. Но это можно и нужно поправить.
Автор — философ, политолог, публицист, директор Аналитического центра «Московский регион»