О проблемах нашего ПВО мы писали уже много раз, но ситуация пока не имеет тенденции улучшаться. Да, мы постоянно наращиваем силы ПВО. ВПК передаёт в войска новые ЗРК, РЛС, истребители, но и противник постоянно наращивает свои средства воздушного нападения. Прежде всего — число и номенклатуру БПЛА.
Как следствие — регулярные прорывы украинских беспилотников к целям. В основном, к наиболее «презентационным» — объектам ТЭК, попадания по которым вызывают масштабные пожары, или неизбирательные атаки городов в глубине нашей территории, чтобы продемонстрировать свою способность «дотягиваться» до них.
Новости партнеров
Военно-экономический урон от таких атак ничтожный, но психологический и пропагандистский, по мнению противника, вполне достаточный. Уже сегодня противник ежесуточно запускает от 30 до 50 БПЛА по объектам на нашей территории, и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что число таких ударов дальше будет только расти!
Очевидно, что уже давно назрела необходимость проведения серьёзной реформы ВКС с выделением из них войск ПВО, как отдельного вида ВС и передачи им в ответственность задачи защиты территории России от ударов вражеских средств воздушного нападения.
Это на организационном уровне. А на уровне технологических решений необходимо, наконец, приступить к созданию сплошных радиолокационных рубежей в приграничной полосе на базе аэростатных систем, которые могли бы перекрыть весь диапазон высот, и прежде всего закрыть предельно малые высоты и складки местности: долины рек, низины, по которым сегодня прокладываются основные маршруты украинских БПЛА.
Для наземных РЛС заткнуть все такие «дыры» не представляется возможным, так как численность таковых надо будет нарастить, минимум, на порядок. Однако точно такие же РЛС, но на аэростатах, способны точно так же на порядок повысить боевые возможности радио-технических войск по раннему обнаружению таких целей, что является критически важным для их успешного перехвата.
Так же нам необходима скорейшая поставка в войска «лёгких» модулей для уже имеющихся ЗРК, модулей, «заточенных» под перехваты БПЛА и цели типа РСЗО, аналогичных израильской системе «железный купол», повышающих боевые возможности наших ЗРК, типа «Панцирь» или «ТОР».
Сейчас такая модернизация проведена, и в войска поступают новые ЗРК «Панцирь-СМ» с модулями компактных ЗУР в 8 штук для борьбы с БПЛА и особенно с дронами камикадзе.
Но проблема, опять же, организационная — «Панцирь» это ЗРК войскового ПВО, на нём лежит как задача прикрытия войск в полосе фронта, так и борьба с «дальними» БПЛА, но часто совместить это воедино не представляется возможным, что и позволяет противнику находить «дыры» в нашей системе радио-локационного контроля.
Новости партнеров
Мы знаем, что сейчас полным ходом идут испытания первых отечественных аэростатных систем, но ситуация на фронте требует максимального ускорения этой тематики. Тем более, что даже наши ближайшие соседи уже самым активным образом решают эту проблему!
И, наконец, настало время серьёзных организационных решений! Нами вновь сформированы целых два военных округа — ответ на военную угрозу с Запада. Воздушная угроза в свою очередь точно так же требует от нас воссоздания войск ПВО страны!
Автор — военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба