В ходе поездки на Чукотку президент сказал, что «отпуск у бойцов, которые его не «отгуляли», не должен пропадать, у них должна быть возможность использовать его позднее».
А до этого, почти год назад он сказал, что отпуск у участников спецоперации, в том числе мобилизованных, должен быть по 14 дней каждые полгода.
Новости партнеров
И тем не менее, у меня предостаточно знакомых мобилизованных, которые не были в отпуске ни разу за 15 месяцев службы, и довольно много знакомых контрактников, которые не были в отпуске по году и более.
Нет, нельзя сказать, что в отпуск не отпускали никого вообще. Это далеко не так. Или что те или иные должностные лица вот так взяли и дружно положили на слова и желания верховного главнокомандующего что-нибудь тяжеловесное. Нет, думать так было бы поверхностно.
Просто закрепленное в законе и подкрепленное словами президента право фронтовиков на отпуск зачастую оказывается на последнем месте в списке приоритетов разных должностных лиц. Есть обстановка на фронте, есть логистика, воспитательная работа, наконец… Всегда есть тысяча и одна задача, которую надо выполнить, и для всего нужны люди. А тут на тебе — какой-то там отпуск им положен!
А с отпуском ведь еще целая головная боль: доставь человека с фронта в часть, разберись с билетами до дома, каждому дай разное количество дней на дорогу, всё это надо учесть, рассчитать обратную логистику, притом что все возвращаются в разные дни! Это сколько же работы! А ведь вместо всего этого люди могли бы трудиться на передовой, а не прохлаждаться!
И здесь у должностного лица закрадывается желание срезать углы: дать всем одинаковое количество дней, невзирая на то, что одному из части до дома ехать два часа, а другому — двое суток; или отменить очередную партию отпускников, потому что в прошлой партии кто-то не прибыл из отпуска без уважительной причины; или отменить, потому что с привычным видом транспорта трудности, а другой организовать — снова работа; или еще что-нибудь в подобном духе.
И обо всех этих ужасных трудностях такие должностные лица как правило не стесняются рассказывать тем самым солдатам, которым отменили или урезали отпуск: «Понимаете, мужики, вас некем заменить; понимаете, с транспортом беда; понимаете, как же мы дадим кому-то 14 дней, а кому-то 18, потом же вас очень долго собирать»… Конечно же, всем отпускникам очень важно знать, по какой именно причине в данном конкретном случае будут ущемлены их права, почему именно они не увидятся со своими родными и близкими. Такие объяснения всегда невероятно «поднимают» боевой дух.
К сожалению, далеко не все понимают, а многие еще и готовы поспорить, что отдохнувший солдат выполнит задачу лучше, чем уставший. Что мысли о доме и нерешенные житейские проблемы, неизбежно скапливающиеся за долгое время, тянут человека вниз, а не придают ему инициативности и бодрости духа. Что отпуск и отдых есть часть боевой готовности, а не досадная помеха боевой работе.
Новости партнеров
Но это ничего! Есть и другие примеры! Кое-где за эти же 15 месяцев мобилизованные солдаты успели сходить в отпуск по три раза, причем иногда и по 30, а не по 14 дней! Это тоже перегиб. Так, наверное, если сложить все перегибы, в среднем по стране и получится по 14 дней на 6 месяцев на брата! Это ведь и есть справедливость!
Или всё же нет?
Автор — мобилизованный десантник, военкор, волонтер. Сооснователь гуманитарного проекта «Буханка» в Донбассе