Республика Молдова — выдающийся пример страны, главная болячка которой была бы легко излечима, если бы не внешние интересы. Причём излечима разными способами.
На уровне истеблишмента (уже писал об этом) и на правом, и на левом берегу Днестра созрел консенсус по решению приднестровского вопроса. В Кишинёве несколько раз повторили, что в крайнем случае Молдова может вступить в Евросоюз и без Приднестровья, и в Тирасполе на это ответили, что в кои-то веки может и Майя Санду умную вещь сказать.
Новости партнеров
Действительно, что может быть проще такого элементарного бытового решения? Разбежаться, раз не сошлись характерами. Оформить развод. Но тут в эту личную жизнь влезают международные отношения. Как так? Создать прецедент мирового признания пророссийского территориального образования? Легитимировать образование, в котором все ходят с паспортами РФ и которое 30 лет поддерживалось Москвой? Это совершенно недопустимо!
На уровне населения решение ещё проще. Все без исключения молдаване вам скажут, что между правым и левым берегом нет никакого антагонизма. И не было никогда. Даже в те месяцы, что шла война в Приднестровье: найдите пресс-конференцию генерала Лебедя в Тирасполе в 1992 году, он там в момент войны говорит, что между молдаванами и приднестровцами нет ненависти друг к другу. Соответственно, что проще: Приднестровье и правобережная Молдова объединяются, и точка.
Это почти случилось: все стороны 20 лет назад были готовы подписать «меморандум Козака» и превратить Молдову в федерацию, но тут вмешался Посол США. С точки зрения американской геополитики в Европе это было расширение сферы влияния России — это было недопустимо. Молдова, в которой на президентских выборах голосует Приднестровье, а в парламент избираются депутаты от Приднестровья — это гарантированно Беларусь с вином и южными фруктами. Она бы забыла про ЕС и НАТО и попросилась в Союзное государство (и такие проекты были, и побеждали на выборах даже без участия ПМР).
Поэтому было всё, чтобы Молдова осталась расколотой. И балансировала на грани новой войны. Как сегодня. Эта страна — заложница геополитики. Внутренние причины приднестровского конфликта вторичны.
Автор — политолог, публицист, главный редактор аналитических порталов RuBaltic.Ru и Евразия