В сентябре без лишнего шума и пыли русская авиация добилась того, чего ни разу не смогла сделать за первый год СВО: обрезала снабжение целой группировке противника. Пока успех небольшой, но лиха беда начало. Разберемся, что происходит в районе Купянска и почему это важно для нашего наступления в следующем году.
Русская авиация объявила войну мостам и переправам через реку Оскол. По крайней мере, по пяти из них со второй половины сентября были нанесены удары.
Новости партнеров
19-го числа точным попаданием был уничтожен центральный мост в городе Купянске; 25 сентября по нему был нанесён второй удар. Позже были уничтожены мосты в населённых пунктах Невское и Макеевка, а также мост через Оскольское водохранилище в районе села Сеньковое.
Пожалуй, впервые за всё время спецоперации мы видим столь систематичную борьбу с мостами на подконтрольной противнику территории. И это порождает вопросы: зачем и почему этого не делалось раньше и в большем масштабе? Например, в прошлом году, когда всё русское общество требовало ударов по мостам через Днепр?
Изоляция поля боя
Ответить на первый вопрос довольно просто: наша авиация выполняет задачу по изоляции поля боя. Ещё в июле русские войска без лишнего шума и пыли стали «поддавливать» врага на реке Жеребец. Наступление хоть и не получило широкого освещения в СМИ, но развивалось столь успешно, что уже в августе командованию ВСУ пришлось снимать с Запорожского направления части и отправлять их под Купянск, чтобы сдержать русское продвижение.
С тех пор ситуация там стабилизировалась: стороны ведут довольно ожесточённые бои, украинцы сумели отжать небольшие участки местности, но существенного продвижения ни у кого нет. Причина частичного и дорогого успеха ВСУ – в подходе крупных подкреплений. И удары по мостам как раз направлены на максимальное затруднение снабжения и усиления их группировки.
Учитывая, что на этом участке фронта через реку Оскол перекинуты 11 мостов, в том числе один подвесной, два железнодорожных, а также имеется дорога, проходящая по гребню дамбы Оскольской ГЭС, можно сказать, что большая часть работы по изоляции украинской группировки на восточном берегу реки уже сделана.
Примечательно, что основной объём работы, как можно судить по публикациям в открытых источниках, делают фронтовые бомбардировщики Су-34 и ракеты Х-38МЛ, имеющие лазерную головку самонаведения. Дальность этих ракет – до 40 км, масса боевой части – до 250 кг. Это очень интересный момент, показывающий, что Воздушно-космические силы (ВКС) предпочитают тратить на бетонные мосты более дорогие, но точные боеприпасы, нежели планирующие бомбы с унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК).
Новости партнеров
Подсветку целей лазером и видеофиксацию результатов прилётов осуществляют беспилотники «Орлан-30», что в очередной раз подтверждает тезис о качественном улучшении работы нашей авиации.
В головах у генералов
Уничтожение мостов через Оскол показывает, что наше командование принимает такие решения в увязке с оперативно-тактической обстановкой на фронте. На подчинённость задач авиации потребностям сухопутных войск обратил внимание генерал-майор в отставке Владимир Попов.
«Мы работаем по своей необходимости и целевому назначению. Была необходимость выполнить оперативно-тактическую или тактическую задачу – авиация её выполняла. Если не было такой острой необходимости – работала артиллерия или крылатые ракеты в зависимости от типа объекта, по которому наносился удар», – пояснил собеседник.
Учёт этой логики позволяет предположить, что, скорее всего, мы увидим удары по днепровским мостам не раньше, чем наша сухопутная армия будет готова начать широкомасштабную операцию по ликвидации группировки ВСУ на восточном берегу реки.
В прошлом году русское общество ждало и требовало уничтожения мостов через Днепр с учётом их стратегической роли в снабжении вражеских сил. Однако Минобороны было понятно, что сухопутные силы не могут закрепить этот успех мощным наступлением, разгромив и прижав к реке украинскую группировку. В результате если бы решение бомбить мосты на фоне недостаточных сил и было принято, вышла бы примерно такая же ситуация, в какую попали ВСУ с «уничтожением» Крымского моста.
Первоначально в Киеве планировали, что сухопутная группировка ВСУ пробьётся в Запорожье, перерезав сухопутный коридор на полуостров, после чего украинские диверсанты и ракеты обрушат мост, оставив двухмиллионное население Крыма и обороняющие его войска без снабжения. В реальности же удар по мосту оказался нанесён на фоне провала наступления и потому не привёл ни к каким значимым последствиям.
Нет, если бы у наших ВКС был неограниченный запас высокоточного оружия, а проблема украинских ПВО была решена – тогда можно было бы наносить удары по всем целям подряд, в том числе и по днепровским мостам. Но, как отмечают осведомлённые источники, в первой половине года русская авиация была сильно ограничена в количестве доступных ей средств поражения, а во втором полугодии уничтожение мостов уже утратило актуальность: в приоритет вышли задачи, связанные с уничтожением подразделений врага, наступавших в Харьковской и Херсонской областях.
Новости партнеров
Когда на Днепр?
Если мы предполагаем, что в осенне-зимние месяцы Россия не будет проводить масштабных наступлений, ограничившись локальными операциями по созданию «санитарной зоны» вдоль Белгородской и Курской областей, а большие наступления против донбасской и запорожскрй группировок противника возможны весной-летом 2024 года, это даёт нам понимание примерных сроков начала систематических ударов по днепровским мостам.
Вероятно, это будет весной следующего года, в широком промежутке с марта по конец мая. Связано это с тем, что через Днепр переброшено 20 мостов, большинство которых до настоящего времени остаются функционирующими.
Уничтожение такого количества целей потребует нескольких недель интенсивных авианалётов, огромного числа боеприпасов. Процесс их уничтожения могли бы в разы ускорить северокорейские реактивные системы залпового огня (РСЗО) сверхбольшого калибра, однако их поставка пока только гипотеза, хоть и весьма вероятная.
Выбивать мосты заранее нецелесообразно, так как ВСУ смогут наладить паромное и лодочное снабжение своей донбасской группировки. Бить после начала наступления – тоже смысла мало: уничтожение коммуникаций в первую очередь должно ослаблять обороняющегося противника, а для этого его нужно лишить подвоза боеприпасов и топлива в момент, когда он острее всего в них нуждается.
Воздушно-наземные выводы
В принципе, можно сказать, что пока Россия тренируется на небольших мостах через реку Оскол, а к большой работе по уничтожению днепровских, вероятно, приступит следующей весной или даже летом, когда армейские части будут готовы наступать, солдатским берцем и гусеницами танков закрепляя эффект от удачных попаданий лётчиков.
Обращает на себя внимание и то, что наша армия перестала экономить дорогие боеприпасы с головками лазерного самонаведения. Россия больше не пытается решать задачу по принципу «чем дешевле, тем лучше». Ситуация пока очень далека от победных реляций, но оснований для осторожного оптимизма чем дальше, тем больше.