Пишут, что варианта не наступать для Киева сейчас нет, поскольку именно наступлением (вернее, его успешностью) гарантировалось получение зарубежной финансовой и военной помощи.
С первой частью тезиса согласен. Запад сформулировал устами Зеленского свои территориальные задачи по Украине – выход на границы 1991 года. Америке и Британии нужен Крым. Они надеялись его получить уже в 2014 году, но полуостров ускользнул прямо из-под носа и вернулся в Россию.
Новости партнеров
Англосаксы отличаются жёсткостью стратегического планирование и крайне редко меняют свои планы. Поэтому план на захват Крыма по-прежнему в силе. Это первая причина, почему наступление ВСУ в той или иной форме продолжится.
Вторая причина – ведение наступательных операций позволяет сохранять за собой стратегическую инициативу. И она сейчас у Запада.
Третья причина – отказ от наступления может оказать деморализующее воздействие на украинскую армию и украинское общество, а также снизить поддержку Украины за рубежом. Проигрывающим, как правило, мало кто симпатизирует. Всем нравится ставить на победителя или, по крайней мере, на наиболее активного игрока.
Четвёртая причина – попытки наступать будут предприниматься до тех пор, пока Запад не поставит Украине все передовые обычные вооружения (ATACMS, TAURUS, беспилотные летательные и подводные аппараты, истребители, вертолёты и т.п.) и не попробует с их помощью переломить ход боевых действий. Другими словами, не исчерпает все свои военно-технические возможности. А до этого далеко.
Пятая причина – отказ от наступления, скорее всего, будет приглашением для ВС РФ перейти к широкомасштабным наступательным операциям. А этого Запад будет стремиться не допустить, с том числе и с помощью обманных переговоров. Чем большую территорию будет контролировать Россия, тем дальше англосаксы от своей заветной цели. Смотрим пункт первый.
И замечу, что у Запада по Украине всегда есть запасной вариант. Война на истощение, когда ВСУ сидят в глухой обороне в городах. Это не требует много тяжёлого оружия. Можно обойтись лёгкими и средними системами вооружений: стрелковым, РПГ, ПТРК и ПЗРК. Задача будет одна — оставить эту территорию с максимальными людскими и материальными потерями для России и в максимально разрушенном состоянии.
Данный вариант ещё в 2014 году предлагал Збигнев Бжезинский. И до наших перегруппировок из-под Киева, Харькова и оставления Херсона он рассматривался как основной способ ведения боевых действий ВСУ. Ведение войны на минималках, плюс активная диверсионная работа и организация партизанского движения и подполья. Западных денег и снабжения здесь хватит и на 10, и на 20 лет.
Новости партнеров
Выход из рамок запасного варианта для нас возможен. Через изоляцию театра боевых действий. Взять под контроль Черноморское побережье Украины, а затем все её западные границы, с Польшей, Словакией и Венгрией. И далее сжимать эти клещи.
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»