Признаться, я не особо удивился факту, что муж яростной премьерши Эстонии Каи Каллас, отчаянно требовавшей от ЕС «запретить вообще всю торговлю с русскими», «изолировать медведя» и «ввести более жёсткие санкции», на фоне этих пылающих заявлений тайно вёл бизнес с Россией. Супруг мадам Каллас бизнесмен Арво Халлик является совладельцем транспортной фирмы, за год заработавшей на перевозках товаров в РФ 1,5 миллиона евро.
А чего тут поражаться? Одно дело толкать речи на публику, готовую схавать любой псевдопатриотизм, а другое – бабло. Однако семья горячей эстонской девушки в данном аспекте далеко не одна. Такое, в общем-то, норма – публично осуждать Россию, но в то же время продолжать зарабатывать на ней деньги.
Новости партнеров
Есть один кинокритик, живёт за границей. Он публично заявил, что в качестве протеста не станет публиковать статьи о фильмах и сериалах российского производства, выражая таким образом свою позицию. Хорошо, его полное право. Но далее он собирает групповые туры для поездок в Грецию и Италию – конечно же, среди граждан России, никакие иностранцы у нему не пойдут. Также сей персонаж периодически публикует у себя на канале рекламу товаров российского производства. И критика абсолютно ничего не смущает. Вот он такой молодец, отверг бездарные сериалы Мордора. Так отчего же тогда не отказаться от туристов и рекламы? На этот вопрос человек не отвечает. Он и без того принёс огромную жертву в борьбе с режимом, не требуйте от него слишком многого.
Некоторые люди громогласно подчёркивают: демонстрируя свой гнев и разочарование, мы больше не произнесём ни слова по-русски в интернет-пространстве. Только на английском или другом языке. И тоже пожалуйста: человек сам выбирает язык, на котором ему общаться с другими людьми. Но выглядит довольно странно: борец со злом, примыкая к силам добра, продолжает рубить «капусту» с клиентов, подписчиков и покупателей, живущих в царстве тьмы.
Их гражданство и местонахождение отчего-то не смущает. Смутило бы, пожалуй, только отсутствие платёжеспособности. Кстати, такие люди активно критикуют других. За инфантильность. За потерю чёткой гражданской позиции. За трусость и нежелание бороться с тиранией. Сами они находятся за рубежом и до тирании дотянуться не могут. Поэтому откажутся от языка демонов, но при этом продолжат собирать деньги с подданных ненавистной империи. А ежели к ним прицепятся, они скажут: «Почему? Мы храбро отвергли язык! Деньги? Ну это другое».
Никто не задаётся вопросом, насколько поддерживаемой ими стране поможет храбрый отказ от обзора сериалов или замена русского английским языком. Разумеется, толку не будет никакого. Но люди реально чувствуют себя борцами за свободу и Гаврошами на баррикадах. Они не бездействуют, они сражаются. Ещё минус один обзор, замена фразы на русском – и режим точно рухнет. Или вот я знаю человека, давно поселившегося в Западной Европе. Он помпезно перестал ходить в закусочную «Бургер Кинг». Почему? Потому что те не ушли из России и игнорируют ужасы диктатуры, им лишь бы бабло зарабатывать. А он их этого бабла лишит, они задрожат и устыдятся. «Хорошо, – кротко сказал я ему. – А ты не хочешь заодно бросить пить кока-колу, ибо завод сей фирмы в России делает другую газировку, оставшись в их же собственности? Не держать деньги в австрийском банке, до сих пор работающем в РФ? Не закупаться в «Ашане»? Не брать супруге косметику «Л`Oкситан»? Чипсы? Шоколад? Не останавливаться в гостиницах?» Не дождавшись полного перечисления, человек психанул и попросил прекратить.
Честно говоря, мне никогда не нравились пламенные люди истинной чистоты и нравственности, призывающие брать с них пример. Для меня это стопроцентный признак: с ними явно что-то не слава Богу. В случае эстонской премьерши оно ещё и наследственно. Её отец Сийм Каллас 18 лет состоял в КПСС, был крупным коммунистическим функционером – с 1979 по 1986 гг. председателем эстонского отделения Госбанка СССР, в 1986–1989 гг. заместителем главного редактора газеты ЦК компартии Эстонской ССР «Рахва Хяэль» («Голос народа»).
Обычный советский чиновник-бюрократ, клеймивший на собраниях американскую военщину и осуждавший чуждую советскому народу капиталистическую идеологию, внезапно оказался тайным сторонником независимости. Спустя какое-то время после развала СССР даже занимал пост премьер-министра Эстонии: как и сейчас его мудрая дочь. Хотя с прибалтийскими политиками тут давно всё ясно – там позвоночник гуттаперчевый, гнётся в любую сторону. Приди завтра к власти в Эстонии ИГИЛ*, местная элита тут же заявит, что всегда обожала радикальный ислам, тайно молилась Аллаху и спала с Кораном под подушкой.
К людям, полностью отказавшимся от огромных заработков в России и потерявшим гигантские суммы, можно относиться по-разному. Но, по крайней мере, они поступили честно. Уехали, ничего не оставили, хлопнули дверью. Здесь же мы имеем дело с клоунскими выступлениями. Типа я совершенно не хочу прекращать стричь деньги с российского потребителя, но для вида я провозглашу свой гордый отказ от чего-либо.
Новости партнеров
Режиму ни жарко и ни холодно, зато меня должны услышать где надо, чтобы понять: я вместе со всем цивилизованным миром тоже вношу свою лепту. Это в стиле, как еду я год назад по столице Эфиопии Аддис-Абебе, и проезжаем мы британское посольство, а на соседнем флагштоке напротив «Юнион Джека» вывешен жёлто-голубой флаг. Таксист меня спрашивает: «Что это за знамя? Типа отдельно города Лондона?» Нет, говорю, это другая страна, ты её знаешь, она на слуху. Эфиоп в удивлении: «Зачем сюда вешать её флаг?» Поясняю, дескать, это демонстрация для публики, что Британия с нею вместе. Эфиоп чешет в затылке, задумывается и изрекает: «Ну и как, это очень им помогло?»
Вы не Гавроши на баррикадах, ребята. Максимум тянете на жирафов в зоопарке. Яркая расцветка, привлечение внимания, видно издалека. Каждый может подойти и покормить.
* Террористическая организация, запрещена в РФ.