Битва за Африку ещё только начинается
Директор новостей CNN TURK Идрис Арикан обсудил ситуацию в Африке с известным турецким экспертом, преподавателем Университета Нишанташи Кочкуном Башбугом. Суждения, высказанные в ходе этой беседы, представляют определённый политический интерес, поскольку ситуация в Африке рассматривается ими исключительно в контексте американо-российского противостояния. При этом собеседники считают, что «будущее в Африке решается сегодня в Нигере», а в целом, по их мнению, то, что «происходит сегодня в Африке, не было со времён Османской империи». Сравнение вполне уместное.
Османская Империя просуществовала 623 года, и за эти годы она захватывала и теряла разные земли в Европе, Азии и в Африке. Список стран, входящих в Османскую Империю из Африканского континента на пике своего могущества в 17 веке включал такие страны, как Египет, Ливия, Алжир, Тунис, Судан, Эритрея, Джибути, Сомали, Марокко, Нигер, Чад, Кения и Уганда.
Новости партнеров
На смену туркам в Африке пришли французы. Они начали свою борьбу за африканские территории в конце 19 века, с момента начала процесса распада Османской империи. В Африке они сменили «умирающую старую империю», выстраивая свою новую колониальную империю, но с признаками модернизации. Колониальные владения Франции в Африке были огромны. Французскими колониями стали Марокко, Ливия (частично), Тунис, Бенин, Габон, Гвинея, Мадагаскар, Камерун, Конго (Браззавиль), Кот-д’Ивуар, Сенегал, Того, а также страны «сахельской пятёрки»: Нигер, Мали, Буркина-Фасо, Мавритания и Чад.
Хотя ещё в прошлом веке на смену колониализму пришёл неоколониализм, отличия которого были скорее внешними и косметическими. Бывшие колонии де-юре получили независимость, однако де-факто прямое управление из Парижа сменилось на власть элит, лояльных бывшей метрополии. Зачастую это были откровенные диктатуры, которые мало чем отличались от прежних «хозяев». Разве что новые правители были того же цвета кожи, что и народы, которыми они управляли. В остальном не изменилось ничего, старые хозяева по-прежнему продолжали эксплуатировать, буквально высасывать все соки из богатейших природными ресурсами стран.
И исторический результат — в списке 20 самых бедных стран мира практически оказываются одни бывшие африканские колонии. А сейчас второй результат: за последние годы в 22 государствах континента, которые «были на заднем плане во Франции», произошли государственные перевороты. Франция, как некогда Османская империя, покидает Африку. Пока последним примером реализации антифранцузского сценария на этом континенте является Нигер, хотя турецкие эксперты Арикан и Башбуг считают, что «впереди Африку ждёт очередной тур военных переворотов». Почему?
Дело в том ,что переворот в Нигере на Западе воспринимается как определённая кульминация геополитических потрясений, связанных с ростом глобального противостояния прежде всего России и так называемого коллективного Запада. Именно в этом контексте рассматривается и ситуация в Нигере, где военные свергли власть президента, который, будучи ставленником Парижа, отличался своей оголтелой профранцузской позицией. Причём Нигер стал третьей бывшей французской колонией, в которой за короткое время произошли госперевороты, сопровождаемые антифранцузскими протестами и требованиями вывода из страны французских военных. Мали и Буркина-Фасо уже добились этого. Теперь Нигер.
Но особое беспокойство не только у Парижа вызывает тот факт, что, как и в предыдущих случаях с Мали и Буркина-Фасо, смена власти в Нигере сопровождалась пророссийскими, а не протурецкими или прокитайскими лозунгами. Не случайно, как писала французская газета La Nouvelle Tribune, именно в Нигере США в последнее время пытались «активно укреплять свои позиции». Издание усматривает в этом свою серьёзную специфику, связывая её напрямую с украинским кризисом указывая на то, что «две мировые державы борются за влияние в различных регионах и сферах, при этом часто расходясь во мнениях по наиболее актуальным вопросам международной жизни».
Но есть важный нюанс. La Nouvelle Tribune констатирует: США обеспокоены новыми тенденциями и стараются найти «след России» в Нигере, «где его попросту нет». Дело дошло до того, что в недавнем интервью BBC госсекретарю США Энтони Блинкену пришлось уточнять, что «переворот против демократически избранного президента Базума не был результатом действий, организованных Россией».
Но есть другое. Наступил переломный момент в развитии экономических отношений России со странами Африки и у Москвы появились на этом континенте вполне конкретные цели. На саммите лидеров стран США и Африки, который прошёл в середине декабря, Белый дом обозначил курс на укрепление позиций американского бизнеса на рынках Африки. Потом был форум Россия-Африка в Санкт-Петербурге, что обозначило факт конкуренции ведущих экономик мира за включение Африки в орбиту своих не только экономических интересов.
Новости партнеров
Действительно, Африка сегодня — это молодой, динамично развивающийся рынок, континент, на котором находится до 30% мировых запасов полезных ископаемых, критически важных для развития современной промышленности и высоких технологий. По оценкам экспертов, к 2050 году там будет проживать 25% населения мира, а объём потребительского рынка составит 16 триллионов долларов. Так что значение Африки для мировой торговли и инвестиций в обозримом будущем будет только возрастать.
Так что главные африканские события ещё впереди.
Автор — историк, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа, кандидат исторических наук