Иммунитет к гражданской войне как залог сохранения государственности
Делать выводы из произошедшего намного проще, если ты являешься непосредственным участником тех событий, которые пытаешься анализировать. История с походом ЧВК «Вагнер» на Москву подтолкнула меня к определенным размышлениям, в том числе и потому, что я проживаю в Ростове-на-Дону, который стал точкой максимальной напряженности, вызванной заходом в город вооружённых подразделений, находящихся под управлением Евгения Пригожина.
Не стану спорить с теми, кто сегодня утверждает, что бойцы ЧВК «никого не обижали, ничего не ломали», так как последствия для города от неожиданного захвата «музыкантами» действительно минимальны. Но всегда есть одно «но». И это «но» заключается прежде всего в том, что танки в российском городе, как и бойцы с пулеметами и гранатометами, направленными на здания, в которых располагаются правоохранительные органы и органы исполнительной власти – это ненормально само по себе. Я не знаю, как это можно воспринимать нейтрально или даже позитивно, так как подобная ситуация чревата серьезными последствиями, а предсказать дальнейший сценарий развития событий в условиях повисшей в тот момент в воздухе всеобщей напряженности — крайне проблематично.
Новости партнеров
Я не хочу рассуждать о причинах, толкнувших бойцов одного из самых боеспособных и эффективных подразделений на столь неоднозначный шаг, так как об этом и так уже сказано немало. Разумеется, с предпосылками, спровоцировавшими «поход на Москву», нужно разбираться, хотя бы для того, чтобы не допустить подобного впредь. Меня больше волнует реакция людей, в данном случае ростовчан, которые по каким-то причинам устроили из данного действа некое подобие массового гуляния.
Мне, как человеку довольно сносно знающему историю своей Родины, хочется понять, осознал ли кто-нибудь из тех, кто гулял возле танков, фотографировался на фоне увешанных оружием людей и записывал короткие видео, в дальнейшем тиражируемые в Сети, что в тот момент Россия находилась в одном шаге от самой кровопролитной и, наверное, последней в своей истории гражданской войны? Войны, которая бы однозначно поставила точку в нашей многовековой истории, спровоцировав ряд процессов, ставших фатальными как для России, так и для ее населения. Понимали ли эти люди, что мирный на тот момент Ростов, город-миллионник, мог в любую минуту превратиться в арену кровопролитных боев, которые бы неизбежно изменили облик донской столицы и оборвали судьбы тысяч и тысяч его жителей?
Находясь на улицах Ростова-на-Дону и по неволе являясь очевидцем данных событий, событий неординарных, допустить которые мы в принципе не имели права, я вдруг осознал, что, сузив свое восприятие до «здесь и сейчас», перестав опираться в своих выводах и решениях на многовековой исторический опыт, опыт не всегда позитивный, мы вдруг утратили иммунитет к гражданской войне, который без малого сотню лет делал наш социум довольно осторожным в реализации своих политических устремлениях.
Готов показаться банальным, но события, разыгравшиеся на территории России 23-24 июня, максимально напоминают те трагичные страницы истории, которые были написаны в далеком феврале 1917 года. Последствия тех событий, в ходе которых некая часть российского социума, речь идет в первую очередь о генералитете Русской армии, решила, что единственный язык, на котором можно и нужно разговаривать с действующей властью – это язык силы, более чем трагичны. Поражение в войне, утрата части территорий и гражданское противостояние, на годы погрузившее страну в хаос братоубийственной бойни – такова была плата за стремление вести диалог с властью в декларативной манере.
Согласен, что подобные ситуации всегда возникают по вине всех участников потенциального противостояния, так как одни говорят, а вторые – не слышат. Или слышат, но не реагируют оперативно, так, как бы социуму этого хотелось. Но не слишком ли велика цена за попытку привлечь внимание к проблемам, многие из которых имеют глубинные причины и не могут быть решены в одночасье?
Гражданская война, которая могла в минувшие выходные захлестнуть часть российских регионов, имела бы фатальные, непоправимые последствия. Наверняка России бы пришлось снимать с фронта боеспособные подразделения для переброски их в тыл в целях обеспечения безопасности российских регионов, чем бы непременно воспользовались не только украинцы, но их союзники из блока НАТО. Их «обеспокоенность» положением дел на территории ядерной державы – лучшее оправдание для введения на территорию России «миротворческого контингента». А это – неминуемый конец, утрата территорий и независимости.
Поймите, мы можем потерпеть ряд поражений на фронте, который сегодня проходит по территории Украины и республик Донбасса, и это не будет для нас фатальным. Но стоит нам допустить братоубийственный гражданский конфликт, и счет оставшегося России времен пойдет на месяцы, если не на недели. Именно это мы должны сегодня осознать, потому что в сложившихся реалиях это более чем актуально. Осознать и пробудить в себе некий иммунитет, который сделает неприемлемым и невозможным участие в любом междоусобном конфликте, который кто-либо, совершенно не важно, кто и по каким причинам, пытается разжечь на территории нашей страны. И после того, как осознание данного табу вновь укоренится в нашем сознании, мы будем воспринимать любые попытки контролировать наши города и нашу повседневную жизнь критично и не станем устраивать из подобных мероприятий незапланированный «праздник города», создавая тем самым иллюзию поддержки тех, кто пришел решать свои проблемы силой, будучи готовым пролить кровь наших сограждан.
Новости партнеров
Задумайтесь об этом. Задумайтесь прежде всего над тем, что в минувшие выходные мы были в шаге от пропасти. Задумайтесь и сделайте правильные выводы. Потому что если мы позволим подобному повториться впредь, итоги нашей недальновидности могут быть поистине катастрофическими.