Средства эскалации конфликта на Украине англосаксы прикрывают отвлекающими целями
Поставка Британией Украине ракет Storm Shadow («Штормовая тень») и особенно их применение ВСУ против мирных жителей Донбасса — очень плохая новость, для Киева само собой, а скорее всего, и для Лондона. Речь, напомним, об англо-французской малозаметной крылатой авиационной ракете большого радиуса действия, являющейся результатом совместной разработки компаний British Aerospace (Великобритания) и Matra (Франция). Кстати, французский вариант этого боеприпаса, принятого на вооружение в 2001 г., обозначается индексом SCALP-EG.
О технических характеристиках и боевом потенциале очередного «оружия победы» сказано достаточно, а потому остановимся на возможностях российских ВКС и ПВО по перехвату и уничтожению этих ракет. Тем более, что удар «Штормовыми тенями» по Луганску не более чем пристрелка. Впервые за 14 месяцев специальной военной операции у бандеровцев появляется возможность атаковать объекты не только в Крыму, но и на «материковой» России.
Новости партнеров
Ответ на вопрос, насколько ВС РФ готовы если не предотвратить нанесение ударов «Тенями» по российской территории, то хотя бы минимизировать риски, лежит в плоскости понимания того, что показатель площади эффективного рассеяния этих ракет составляет всего 0,01−0,02 м², что сопоставимо с показателями российских аналогов: стратегической КР Х-101 и ее перспективной версии Х-50. Траектория полета подобных средств воздушного нападения складывается из нескольких разновысотных участков: маршевого (от 50 до 100 метров), предтерминального (30−40 метров) и терминального (порядка 100 метров). Последний начинается с включением режима «горка» после чего, собственно, и происходит захват инфракрасной сигнатуры цели примерно в трех-пяти кило
Одной из ключевых мер эффективного противодействия «Теням» следует рассматривать регулярное боевое дежурство авиационных комплексов ДРЛОиУ и многоцелевых сверхманевренных истребителей Су-35С на вероятных направлениях ударов этими боеприпасами. Несмотря на все интересности франко-британского «вундерваффе», имеющиеся на борту наших самолетов радиотехнический комплекс «Шмель-М» на основе БЦВМ «Аргон-50» и многорежимная авиационная РЛС с ФАР Н035 «Ирбис-Э» способны обнаруживать Storm Shadow за 80−100 километров. И уничтожать своими Р-77−1 и Р-37М. Кстати, максимальная дальность стрельбы последней составляет 398 километров.
Вторая по значимости контрмера — оптимальное рассредоточение имеющихся в распоряжении ВС РФ средств противовоздушной и противоракетной обороны, исключающее появление низковысотных «слепых зон». Это, в свою очередь, предполагает оснащение стоящих на вооружении ЗРК «Бук» радиолокационными станциями подсвета целей и наведения ракет, размещенными на 21-метровых мачтах «локтевого типа», выносящих антенные посты за верхние границы лесопосадок и складок местности.
Не помешает аналогичный маневр и более дальнобойным средствам — зенитным ракетным комплексам С-300ПМ2 и С-400 «Триумф». Имеющийся в их составе антенный пост 30/92Н6Е может подниматься на 38,8 метров, что значительно увеличивает радиогоризонт: с 25−27 до 38−45 километров. Рассредоточение таких радаров подсвета цели на направлениях вероятных ракетных ударов на расстоянии не более 60 км друг от друга позволит максимально эффективно перекрыть зоны низковысотных участков на рубежах радиогоризонта.
Теперь немного о проблемах противодействия, создаваемых имеющейся у ракеты системой GPS/NAVSTAR/Galileo-коррекции, оснащенной помехозащищёнными антеннами, отличающимися узкой диаграммой направленности и малыми ее «лепестками». Средством частичного подавления данной системы могут выступать российские комплексы РЭБ Р-330Ж «Житель» и «Поле-21». Однако, это не более чем полумеры, поскольку их действие ограничено короткими дистанциями и маршевым участком траектории полета Storm Shadow. Да и современная инерциально-навигационная система наведения ракеты способна компенсировать временную потерю сигнала. Поэтому, наиболее эффективной мерой противодействия «Штормовой тени» следует считать адаптированные к использованию на стационарных наземных объектах комплексы оптико-электронного противодействия Л-370 «Витебск» или включающие такую же функцию интегрированные системы 101КС-«Атолл», разработанные для оснащения российского истребителя Су-57. Их лазерные лучи способны подавлять Storm Shadow на финальном участке траектории, где, собственно, и начинается работа инфракрасного датчика наведения в сочетании с оптико-электронной корреляционной системой ориентирования, целью которой является верификация ландшафта целевого участка с ранее загруженным шаблоном.
Другим средством дезориентации ИК-датчика наведения «Штормовой тени» может быть постановка аэрозольно-дымовой завесы или применение инфракрасных ложных целей, возникающие на маршруте ракеты за несколько сот метров до атакуемого объекта.
В заключение — о еще одной примечательной конструктивной особенности франко-британской крылатой ракеты. Высокая тяга (5,4 кН или порядка 600 кгс) турбореактивного двигателя Turbomeca Microturbo TRI 60−30 в сочетании с особой конфигурацией размещения мотогондолы и отсутствием охлаждающего контура соплового блока демаскируют КР. Струя продуктов горения ТРД попадает в воздушное пространство без предварительного экранирования, что позволяет успешно идентифицировать ракету даже на фоне засветок ложных целей ADM-160B/C MALD/-J. Кстати, именно в таком тандеме ВСУ применяли франко-британские боеприпасы по Луганску.
Новости партнеров
Квантовые оптико-электронные прицельно-навигационные комплексы ОЛС-35 (Су-35) и ОЛС-50М (Су-57) способны идентифицировать очередную надежду укровермахта на фоне отвлекающих ракет ADM-160B. Мало того, с этой задачей успешно справятся ЗРПК «Панцирь-С1», «Буки» М2 и М3, и даже принятый на вооружение в далеком 1989-м советский тепловизионный ЗРК 9К35М3 «Стрела-10М3». Именно они в первую очередь должны быть развернуты в районах прикрытия российских стратегических объектов и желательно на господствующих высотах. А в дополнение к ним — эффективная радиотехническая и оптико-электронная разведка Ту-214Р плюс постоянный мониторинг обстановки самолетами ДРЛОиУ А-50.