ВСУ требуются снаряды, которых много в ПМР
Вооруженные силы Украины (ВСУ) будут готовы начать наступление после получения западного оружия, заявил 23 апреля секретарь «незалежного» Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов в интервью итальянской газете La Stampa.
«На сегодняшний день все зависит от партнеров, когда они предоставят оружие, мы будем готовы. Я бы хотел, чтобы союзники были более усердны [в вопросах поставок]», — сказал Данилов.
Новости партнеров
Свои просьбы к Западу предоставить вооружение Данилов подкрепил постами в соцсетях. «Не надо нас постоянно сажать за стол переговоров, дайте нам достаточно оружия. Оружие — самый лучший посредник и единственный понятный России аргумент для общения», — написал он своей странице в соцсетях.
Примерно о том же 22 апреля заявлял замминистра иностранных дел Украины Андрей Мельник, написавший, что Киев благодарен союзникам за военную помощь, но ее явно недостаточно. «Украине нужно в 10 раз больше, чтобы закончить конфликт в этом году», — написал чиновник.
Ранее в апреле Данилов уверял, что Киев подготовил сразу три плана контрнаступления, которое уже неоднократно анонсировалось. «Если кто-то думает, что у нас только один вариант, то это не так. Даже три варианта — это мало», — говорил он вскоре после того, как в Сети оказались доступны секретные материалы Пентагона.
В то же время ведущие западные СМИ все чаще скептически оценивают перспективы контрнаступления ВСУ. Так, издание The Washington Post на основании оценок американской разведки из материалов под грифом «совершенно секретно» указала, что Соединенные Штаты понимают «недостатки формирования сил и обеспечения» украинских военных, предполагают, что контрнаступление может привести разве что к «скромным территориальным приобретениям».
В то же время издание The Economist указало, что Киев и его западные партнеры должны быть готовы к минимальному успеху наступления, либо вовсе к его провалу и последующему поражению.
По мнению военного политолога, доцента кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Александра Перенджиева, сейчас вокруг украинского контрнаступления разворачивается самый настоящий торг.
— Данилов в очередной раз заявляет: дайте нам оружия, нечем наступать. Хотя боевая инициатива украинской стороны уже проанонсирована как со стороны Киева, так и Запада. Недаром ведущие западные масс-медиа подробно и дотошно сообщают, сколько танков, орудий и другой техники поставлено Украине.
Новости партнеров
— Чтобы в Киеве не жаловались на недостаточную поддержку?
— Это контрнаступление имеет две стороны: военную и финансово-экономическую. Причем последняя является в значительной степени теневой и мошеннической. Именно она крайне важна для многих западных политиков, наживающихся на боевых действиях. Под контрнаступление уже списали какую-то технику, часть из нее банально продали неизвестно кому. Под это дело уже заложена маржа, чтобы заинтересованные лица могли положить ее в карман — словом, схемы уже отработаны и активно используются. Им важно одно — чтобы контрнаступление произошло. Причем, подозреваю, этим лицам не особенно важно, чем все закончится — конечно, сильно хочется, чтобы успех был на стороне ВСУ, но в любом случае они в накладе не останутся.
Поэтому я постоянно привожу пример с мультфильмом «Ограбление по-итальянски», когда все остались с прибылью — полицейские, проститутки и прочие. Все, кроме исполнителя ограбления. В нашем случае — идущих в контрнаступление ВСУ.
— То есть, Данилов беспокоится, что останется ни с чем?
— Он, как ни странно, ведет себя более ответственно, чем западные политики, как бы мы к нему ни относились. Он понимает, что ресурсов для контрнаступления недостаточно и дело обернется бойней для украинских военнослужащих. И говорит об этом. А визиты в Киев различных политиков и военных деятелей, типа генсека НАТО Столтенбрега, тоже имеют целью прояснить ситуацию насчет теневых оружейных схем.
— Он тоже в доле?
— Разумеется. Он тоже один из бенефициаров продажи оружия и военной техники. По сути, мы можем сравнивать поведение западных и натовских лидеров с верховодством заправил криминального мира. Другое дело, эти деятели используют в своих корыстных интересах ресурсы государств и народов.
Эксперт Бюро военно-политического анализа Вадим Масликов считает, что заявление Данилова может быть вызвано целым рядом причин.
Новости партнеров
— Конечно, это может оказаться частью информационно-пропагандистской кампании, призванной дезориентировать нас и не позволить вычислить срок наступления.
Во-вторых, это может оказаться объяснением на перспективу — нехваткой оружия позднее можно будет оправдать неудачу атакующих действий. Хотя поставки западного вооружения идут. Но кроме оружия есть, конечно, еще факторы.
— Например?
— Погодные условия. В том регионе действительно с середины мая примерно по середину июня довольно дождливо. А это не только трудности передвижения войск — это еще и осложняет передачу данных разведки. Не секрет, что украинская сторона получает основной массив разведданных со спутников, которым затруднительно сканировать территорию в условиях непогоды. Немалую роль играет также морально-психологическое состояние украинских военнослужащих, находящееся на низком уровне.
Ведь сами командующие ВСУ сетовали, что минимум 80% мобилизованных имеют низкую мотивацию, не обладают необходимым опытом. Однако наверняка существует сценарий на случай провала контрнаступления, связанный с текущими событиями.
— Что за события?
— Напомню, 22 апреля в Европе начались крупные учения НАТО Defender 23 с участием 26 тысяч военнослужащих. И нельзя исключать, что они увязаны с контрнаступлением ВСУ. Если оно провалится, то велика вероятность ответного продвижения наших военных. И натовские войска будут наблюдать, где мы остановимся в своем продвижении. Как только остановка случится — не исключен ввод войск альянса под прикрытием миротворческой миссии со стороны Польши. Все это никак не исключает опасности самого контрнаступления. Я бы особенно обеспокоился двумя направлениями.
— Какими?
— Это Энергодар — его взятие может иметь для украинской стороны большое морально-психологическое значение и станет серьезным ударом для нас. Другое — Приднестровская молдавская республика. Как известно, в Молдавии президент Санду нагнетает истерию и вполне может попытаться создать нам проблемы. Не стоит забывать, что в ПМР находятся склады с боеприпасами, которых очень не хватает ВСУ. Россия, конечно, не может бросить наших граждан в ПМР. Придется заходить в Одесскую область, где уже работают, кстати, натовские специалисты — в частности, французские. Так что, этот регион тоже вызывает большую озабоченность.