Мимоходом промелькнула новость о том, что проукраинская прогрессивная общественность возмущена тем, что ни один фильм о «войне Путина в Украине» не попал в программу Каннского кинофестиваля. Хотя, казалось бы, весь (западный) мир второй год живёт ей одной. Новость вроде бы мелкая, но показательная. Потому что она показывает, что ни Майдан, ни СВО, ни вселенская информационная кампания поддержки Украины не способны переломить генеральной тенденции на превращение Восточной Европы в глубокую периферию мировой экономики и политики, соответственно — её вытеснения на периферию человеческого внимания.
В холодную войну, когда мир вращался вокруг этого региона, Пражской весне, Солидарности и прочему соответствовали Кундера, Вайда и ещё много кто. Сегодня украинский взрыв в культурном поле не породил практически ничего — сравните это, например, с бумом корейской музыки и кино. И тренд идет на то, что вечная нестабильность Украины станет таким же рутинным внешним фоном магистральной истории, как перестрелки между курдами на турецко-сирийской границе. Она не будет задевать за живое никого, кроме тех, кто там находится.
Новости партнеров
Тем же, кто там находится, скажу, что субъектность для Украины стратегически была выгоднее примыкания. Она могла бы не превратиться в пространство борьбы великих держав, если бы украинский политический класс был в самом деле так хитер, как казался, и сохранил бы Украину самостоятельной страной, которая блюдет свой интерес. Вместо этого он предпочёл продать её Западу — Запад и использовал Украину так, как выгодно ему. В результате Украина превратится во второй Афганистан — тот тоже был цветущим садом, пока не оказался на пересечении геополитических интересов.
Кстати, по этому поводу. Знакомые моих друзей из Донецка купили квартиру в Душанбе. Когда я не поверил, переспросил: где-где, в Таджикистане? Там же граница с Афганом, там же постоянно перестрелки с Киргизией — ответили: да что такого-то? После Донецка… Это веха, если Центральная Азия начинает восприниматься как более перспективное место для жизни по сравнению с Восточной Европой. Запада там становится все меньше, Китая и России — все больше, новый центр мировой экономики — ближе. В результате из бывшей Украины переезжают уже даже в Таджикистан.
Автор — политолог, журналист-международник, главный редактор аналитического портала RuBaltic.Ru