Сегодня ровно год, как началась специальная военная операция на Украине. Военному разбору СВО сегодня посвящено огромное количество публикаций, поэтому я сосредоточусь на стратегических тезисах, которые резюмируют этот год.
— Теория о том, что ты можешь избежать войны, используя дипломатию, не создавая критической угрозы для вероятного противника – ложна. Только страх сковывает противника. Это единственная прочная основа долгосрочного мира. И 35 лет нашего политического существования от Горбачёва до 24 февраля 2022 года это был ничем не оправданный преступный односторонний демонтаж нашей системы безопасности — от роспуска Варшавского договора, распада СССР, до продвижения блока НАТО к нашим границам. Как итог мы сегодня воюем на Украине с Украиной и НАТО.
Новости партнеров
— В военном деле чудес не бывает. Планируя любую военную операцию, необходимо сразу готовиться к самому неблагоприятному сценарию развитию событий. Украина была наглым паяцем на сцене, но за кулисой стояли её кукловоды. Расчёт – одним махом выбить паяца со сцены не учитывал те нити, которым он был закреплён в геополитическом пространстве и лишь развязал руки тем, кто им управлял. Теперь они вышли на сцену и, не скрываясь, управляют своим паяцем. Войну нам навязали, но при её планировании был допущен стратегический просчёт — не учтён фактор вмешательства США и НАТО.
Война окончательно перешла в стадию войны на истощение, когда на первое место выходят не активные действия войск – стратегические наступательные операции, а позиционная война и возможность поддерживать её ведение на максимальной интенсивности применения всей номенклатуры вооружений. А это напрямую зависит от возможностей ВПК обеих сторон – российского и ВПК США и стран НАТО, вооружающих и снабжающих ВСУ. Сегодня в этой войне каждая из сторон сталкивается с серьёзными проблемами — обе стороны ведут войну в условиях серьёзного ограничения расхода боеприпасов, а так же расконсервации техники с баз хранения (Россия) или закупок и доставки их в зону боевых действий (ВСУ). Запуск новых военных заводов, и наращивание производства вооружений и боеприпасов требует времени. Минимальный срок выхода на полномасштабное производство – 12 месяцев для боеприпасов, и от 18 месяцев для тяжёлой техники, артиллерии, танков. При этом, Россия постоянно увеличивает производство техники и вооружения, но темпы пока не позволяют удовлетворять все потребности воюющей армии. Украина же воюют только за счёт западных поставок.
Для Украины всё более чувствительным фактором становится проблема людских ресурсов – точнее – мобилизационного ресурса. Стратегия «войны людьми», когда все проблемы отставания от противника в технике и вооружении решались неограниченной переброской на фронт резервов, которые своими жизнями обеспечивали стойкость фронта и выигрыш времени – привела к тому, что сегодня на всех уровнях всё сильнее начинает сказываться дефицит личного состава. Для поддержания боевой численности ВСУ на уровне 900 000 человек необходимо ежемесячно призывать не менее 50 000 человек. И делать это становится всё труднее. Все резервы ветеранов АТО, добровольцев и просто, имеющих опыт военной службы, украинцев выбраны. Мужчины призывного возраста всячески скрываются от призыва. Огромная часть уехала из страны. Определявшийся в начале войны мобресурс Украины в 3 миллиона человек сегодня выбран уже на половину. Но, от оставшейся половины на территории Украины едва ли осталось больше сорока процентов, и уже к лету нехватка людей может стать главной проблемой ВСУ.
Очевидно, что без полной экономической и политической изоляции России, все планы её военного поражения обречены. По мере развёртывания производств и запуска крайне чувствительных для обороноспособности России предприятий микроэлектроники и целого ряда других наукоёмких заводов, эффект санкций будет нивелироваться всё сильнее.
С другой стороны, нанести полное военное поражение Украине, имеющимися силами, Россия так же не сможет. Необходимо, как минимум, удвоение численности воющей группировки, которая сегодня почти на 20% уступает численности группировки ВСУ. Необходимо открытие второго фронта, имеющего направление на Львов, с задачей отрезать Украину от западной военной помощи. Но, без формирования мощных механизированных соединений, это малоисполнимая задача. Для этого нужны сотни танков, артиллерийских орудий и САУ. На данный момент таковые в основном идут с консервации и их число недостаточно для задач такого наступления. Нужно существенное наращивание производства БВТ и артиллерии.
В ходе весенней компании США ставят перед ВСУ масштабную задачу максимально эффективно использовать полученную помощь и добиться серьёзного военного успеха в приазовье (треугольнике: Бердянск, Мариуполь, Мелитополь), что позволит США требовать от союзников дальнейшей военной поддержки, а так же оправдать перед своими избирателями в преддверии выборов ту беспрецедентную поддержку, которая была оказана Украине. При этом, в Пентагоне понимают, что каким бы не был успех этого наступления, стратегически он не изменит ни баланс сил, ни ход войны и лишь позволит затянуть её на неопределённый срок, а, в случае неудачи, способен спровоцировать военный кризис.
США в этой войне являются безоговорочным выгодопреобладателем и выйдут из войны усилив свои позиции, даже если не достигнут главной цели – нанесения военного поражения России, и даже если Украина вообще исчезнет с политической карты. Америка заработает сотни миллиардов долларов на этой войне, перезапустит свой ВПК и тяжёлую промышленность, полностью возьмёт под жёсткий контроль ЕЭС.
Новости партнеров
Автор — военный эксперт, военкор, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба