История, в которой мы живем
Во-первых, не жахнем, во-вторых, это все надолго, в-третьих, привыкайте жить в России, обустраивайтесь. Это очень тезисно и слегка утрируя, но главное из Послания президента Федеральному собранию.
После первых же его слов: «рубежное для нашей страны время», «период кардинальных, необратимых перемен», оценки происходящего как «важнейших исторических событий, которые определяют будущее нашей страны и нашего народа», ожидались и кардинальные решения. Но Путин умеет удивлять.
Новости партнеров
Никакой эскалации в ходе СВО не будет. Президент еще раз объяснил — не решение России о проведении СВО создало кризис в международных отношениях. Как раз наоборот — СВО стала последствием этого кризиса. Необходимым и, увы, неизбежным, поскольку проект анти-Россия зашел уже слишком далеко. И СВО этот кризис не разрешит. Военная операция, если судить по тому, что и как говорил президент, — это данность нашего существования, просто одна из частей жизни, а не что-то из ряда вон выходящее. А значит, и никакой чрезвычайщины: «мы шаг за шагом, аккуратно и последовательно будем решать стоящие перед нами задачи». И недвусмысленно намекнул, что для этого нужно «убрать обиды, недомолвки между ведомствами и прочую чушь».
Появившаяся новая реальность требует заботы — поэтому появятся и новые государственные институты, такие как государственный фонд помощи семьям бойцов. И в целом было обещано, что государство не забудет своих героев. Ну а тот факт, что это надолго, стал понятен, когда Путин отдельно остановился на отпусках для участников СВО — не реже, чем раз в полгода.
Шаги же по деэскалации Путин предложил на том уровне, на котором и развивается кризис — мировом. И как ни парадоксально, но шаг к деэскалации выглядел довольно воинственно: Россия приостанавливает участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. И даже оставляет за собой право возобновить, но не первой, ядерные испытания (хорошее место, кстати, как уже пошутили в Рунете, остров Змеиный). Потому что международная разрядка ныне возможна лишь в том случае, если в ДСНВ войдут не только Россия и США, но и другие обладатели ядерного оружия.
«Социальная» часть послания была самой значительной. Но главным в ней были вовсе не повышения, выплаты и пособия. И даже не перестройка системы образования, точнее, возвращение ее в нормальный вид.
Главной была попытка Путина донести до российских элит, что нужно менять мировоззрение и мироощущение. Попытка развернуть их внутрь России. Президент опять напомнил историю приватизации и растаскивания страны. Снова повторил: «образ Запада как тихой гавани и прибежища капитала оказался призраком, фальшивкой», что тех, «кто этого не понял, кто рассматривал Россию лишь как источник заработка, а жить планировал за рубежом», Запад просто ограбил. И, кажется, даже несколько ехидно отметил: «Никто из простых граждан страны не пожалел тех, кто потерял свои капиталы в зарубежных банках, лишился яхт и дворцов за рубежом». А работать надо здесь, вкладывать сюда, детей здесь растить и учить, обустраиваться, жить.
После этого, конечно, могла бы последовать фраза: «А теперь встаньте, пожалуйста (и дальше ряд фамилий), вас сейчас проводят». И в зал бы зашли люди с незапоминающимися лицами и вывели бы кого надо. Но не последовала. Владимир Владимирович следует современным тенденциям в воспитании и образовании и телесные наказания не практикует. Поэтому элиты слушали и сыто улыбались.
А ведь на самом деле историческое послание вышло. Про историю, в которой мы живем и в которой нам еще жить и жить.