За украинским конфликтом с интересом следят во всем мире. Однако едва ли не самый пристрастный и увлеченный зритель — это, конечно, Китай. Никто в США не скрывает особо, что все провокации в адрес Москвы — наглядный урок Пекину. Яркая демонстрация возможностей и предупреждение о том, что может ждать КНР в случае неповиновения.
Так, по крайней мере, все это виделось в Вашингтоне год назад, когда СВО только начиналась. Спустя год после ее начала приходится подводить какие-то промежуточные итоги. И вот американские аналитики задаются вопросом: какие уроки извлек Китай из украинского конфликта?
Новости партнеров
Во-первых, полагают они, Запад сумел напугать Поднебесную, развязав полномасштабную санкционную войну против России — одной из крупнейших экономик мира. Напринимали разных санкций — порой очень болезненных для тех, кто их принимал, — и с честью эту боль вытерпели. Так что Китай не должен тешить себя иллюзиями о том, что США не попытаются (при желании) так же изолировать и первую экономику мира. Все равно в Вашингтоне рассчитывают, что страдать от антикитайских санкций будут европейцы, а их не жалко.
Во-вторых, Пекину не следует надеяться на то, что он в последнее время сокращает свои долларовые резервы и пытается перейти на международные расчеты в юанях. В долларах у них все равно еще много осталось — и на эти резервы США с вассалами уже готовы наложить лапу. Это говорится открытым текстом.
И наконец, авторы полагают, что американцы продемонстрировали в украинском кейсе небывалую сплоченность западной коалиции. Несмотря на слабые стоны старой Европы, ее удалось сначала разорить, а потом втравить в военное противостояние с Россией.
Понятно, что все это — список не уроков, а угроз. Сценарий грядущей американской экспансии в Азии, подразумевающий полный разгром азиатской сверхдержавы.
А как видят ситуацию в самом Китае?
Там уже давно называют Тайвань «второй Украиной» и подмечают практически полное тождество американской политики на обоих направлениях. Точно так же, как Россию, Китай бесконечно обкладывают западными санкциями — и точечными, и пакетными, и против определенных лиц, и против корпораций. Просто в силу огромного масштаба китайской экономки процесс идет не так быстро.
Абсолютно идентична экспансии НАТО на восток экспансия агрессивных военных блоков с США во главе по периметру Китая. Тут и AUKUS, и Индо-Тихоокеанская стратегия, и QUAD, и «Пять глаз» — все это для простоты давно называют «азиатской НАТО».
Новости партнеров
В постсоветские республики США проталкивают своих ставленников и затачивают их на войну с Россией. Точно такая же история с Японией, Южной Кореей, Тайванем — они нашпигованы американским оружием, а в последние дни все чаще слышатся разговоры о том, что могут обзавестись еще и ядерным вооружением. В качестве сюрприза Китаю, так сказать.
На этих территориях американцам удается разводить целые поколения людей с напрочь промытыми мозгами, для которых КНР — символ диктатуры, авторитаризма и прочих нехороших штук.
Никаких иллюзий насчет намерений Вашингтона в Пекине, конечно, не питают. Понимают, что долларовые резервы в зоне риска и от SWIFT страну отключат без проблем. Однако украинский кейс показал и другое. Экономика России не без потерь, но приспосабливается к режиму санкций. В то же время эти самые санкции бьют по европейцам едва ли не больнее, чем по нашей стране.
Да, теплая зима позволила Европе сократить поставки нефти, газа из России и дотянуть до весны. Но следующей осенью проблема цен на углеводороды вновь встанет в полный рост. И это не говоря о массовых банкротствах, закрывающихся не то что предприятиях, а целых отраслях европейской промышленности, стремительном бегстве капитала из ЕС в США. Тут эффект от антироссийских санкций еще только начал давать знать о себе. Реальная перспектива сегодняшней Европы — это деиндустриализация и нищета.
Ну а если масштабировать этот эффект и представить, что будет с Европой, если Белый дом прикажет ей прервать экономические отношения с Китаем? Это же будет форменный «апокалипсис сегодня». Интересно, какой в этих условиях окажется пресловутая сплоченность западной коалиции.
Любопытно, какие решения принимает Китай, готовясь к наезду от экс-гегемона. Доля долларовых резервов за последние годы сократилась с 79 до 59 процентов. Созданы цифровые платформы для международных расчетов, свои банковские карты, системы платежей. Полным ходом идет военное строительство, у Китая уже второй в мире ВПК.
Особое значение придается устойчивости экономики, которая должна выдержать грядущие потрясения. Однако не менее важна и устойчивость общества. Китай отнюдь не так однороден, как это кажется со стороны. На почве социального расслоения там естественным образом самозародятся свои уклонисты, бегунки и «нетвойнисты».
Поэтому правительство страны прилагает усилия к тому, чтобы разогнать социальные лифты и снизить межклассовую рознь. Для этого ведется борьба с бедностью, ограничиваются сверхдоходы звезд шоу-бизнеса, запрещается частное репетиторство — чтобы дети из богатых семей не имели преимущества на экзаменах перед малоимущими.
Новости партнеров
Особенно важным для китайских аналитиков представляется создание военных союзов. Тут они полностью солидарны со своими американскими коллегами — в современном мире Пекин больше не может рассчитывать лишь на двусторонние отношения. Нужна коалиция с явным военным уклоном, в идеале — военный блок по образцу Варшавского договора.
Мы еще увидим, как все эти меры сработали. Самое интересное — насколько сплоченным окажется народ такой огромной и разнородной страны с трудным колониальным прошлым. Легко представить хипстеров Гонконга и Шанхая выходящими на демонстрации с проамериканскими лозунгами. Однако средний класс Китая уже не раз удивлял мир своим патриотизмом — как-то он у них прекрасно уживается с любовью к материальным благам и богатству. Но, может быть, это был чисто диванный патриотизм, заточенный на то, чтобы хохмить и мемить в соцсетях?
Вскоре мы все это узнаем. Большое противостояние США и Китая только начинается.