Режим Зеленского переживает сейчас глубокий кризис, в первую очередь из-за глубочайшего кризиса на фронте. Арсеналы Запада истощены, внутри страны мобилизационный ресурс исчерпан, но украинцев продолжают отправлять на верную смерть, считает политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Новости партнеров
— Ростислав, Европейское турне Зеленского началось с визита в Британию, потом была ночная встреча с Макроном и Шольцем, а заканчивается этот вояж участием в саммите ЕС. Сам Зеленский назвал свой визит в Лондон очень плодотворным, невзирая на то, что там он не получил никакой конкретики по поводу поставок оружия. Для чего Зеленского вызывали в Европу?
– Я не думаю, что вызывали, скорее он сам полетел. Есть как минимум две версии. Одной придерживаются некоторые украинские местные киевские эксперты, которые говорят, что после того, как бывший еврейский руководитель разоблачил Зеленского в том плане, что никто его не собирается убивать, никто его не ловит по миру и никому он не нужен – теперь у Зеленского появилась возможность поездить по миру, потому, что прятаться в бункере бессмысленно, все равно никто не верит, что кто-то его пытается уничтожить.
Эта версия хотя и интересная, даже смешная местами, но вряд ли соответствует действительности, так как возможность поездить по миру у Зеленского и раньше была. И он ездил, несмотря на то, что сидел в бункере, даже периодически гулял по Киеву вместе с Борисом Джонсоном под телекамеры.
Я думаю, что сейчас режим переживает глубокий кризис. В первую очередь из-за глубочайшего кризиса на фронте. Выживала до сих пор Украина за счет массовой мобилизации и достаточно крупных поставок оружия с Запада.
До тех пор, пока в прошлом году еще не были полностью исчерпаны украинские арсеналы, и рынок получал достаточно большое количество бывшей советской военной техники, но — как-то она держалась.
Тут выяснилось, что мобилизационный ресурс исчерпан, что надо ловить упирающихся и визжащих, и как-то отправлять их повсеместно на фронт. Сейчас уже не половина украинской армии, наверное, 10% украинской армии занимается тем, что ловят новое пушечное мясо.
И при этом исчерпались арсеналы Запада. Там не против поставлять оружие, даже весьма солидные цифры называют возможных поставок, но только сроки этих поставок называют такие, от которых Зеленскому становится плохо. Он начинается понимать, что скорее российские танки дойдут до Львова, чем польские или немецкие «Леопарды» появятся где-нибудь в районе Днепропетровска.
Новости партнеров
Одна, две, десять, даже пятьдесят штук — могут появиться, но Зеленскому надо пятьсот, а лучше тысячу. Этого никто не обещает, даже в самых радужных обещаниях больше пятисот-шестисот танков никто не сулит, тысячу вообще никто не обещал.
Во-вторых, обещания надо сразу делить пополам, поэтому понятно, что в лучшем случае они (киевский режим — Ред.) могли бы получить триста. С учетом того, что от первоначально обещанного сразу же начинают выдавать процентов по десять, как Канада, которая обещала чуть ли не несколько десятков, а потом сказала — «четыре танка дадим».
Четыре танка – это на одну машину больше советского взвода, и на одну машину взвода Вермахта танкового — во время Великой Отечественной войны. Так что это ничто.
Если бы таких поставок было бы много, они были бы скоординированы и пришли бы одновременно все и сейчас, в конце февраля, начале марта, то Киеву было бы еще на что надеяться, они могли бы как-то отбиваться. А так и надеяться не на что.
Поэтому Зеленский поехал и всю свою поездку разговаривал о том, что необходимо побольше оружия, необходимы самолеты, причем все это необходимо сейчас. Но ему говорили, что — да, необходимо, да, дадим, поддержим, присылайте своих пилотов, поучим их летать на тренажерах. В самолеты не посадим, но тренажеры покажем.
Это поддержка добрым словом, в то время, когда нужна поддержка пистолетом. Зеленский кого объехал? Он объехал ключевых союзников Украины в Европейском Союзе, которые могут организовать более или менее крупные оружейные поставки — Великобритания, Франция, Германия, Польша.
– Вы говорите, что не вызывали Зеленского в Лондон, что он сам поехал. Действительно он может себе это позволить? Сидит вечером, думает — почему бы мне не поехать в Британию? И там все взяли под козырек, в аэропорту его встречает Сунак, хотя обычно политиков такого уровня встречают люди рангом пониже. Потом король его принимает, Зеленский радостно сообщает, что для него большая честь быть первым из украинских президентов, кого принял у себя британский монарх. Действительно у него такое влияние, такая роль, что все берут под козырек и говорят «есть»?
– Дело в том, что предыдущих украинских президентов принимала Елизавета, она совсем недавно умерла, поэтому Зеленский действительно первый украинский президент, которого принял Карл Третий. Если Карл сейчас внезапно умрет, то Зеленский может оказаться даже единственным из украинских президентов, которого приняло сразу два короля.
Новости партнеров
– Ну да, тем более, они же уже встречались с супругой с сыном.
– Да. Дело в том, что Зеленский не может позвонить и сказать «я хочу к вам прилететь срочно», но подобного рода визиты прорабатываются соответствующими структурами, министерством иностранных дел, Офисом президента.
Стандартная договоренность с Британией, как правило, бывает на следующий год. То есть, в этом году вы можете планировать визит, особенно если это государственный визит и предполагается встреча с монархом, то можете планировать этот визит на 2024 год, если вы сейчас выходите с предложением.
В истории Украины были случаи, когда британцы шли навстречу Кучме и принимали его через два-три месяца после заявки на визит. То есть, это, в конце концов, элемент большой политики, при желании всегда можно найти время кого-то подвинуть, кого-то передвинуть, изменить график — и принять.
Как я понимаю, без доброй воли Запада и без поддержки, в том числе, США, Великобритании, эти визиты бы не состоялись. Но Запад же тоже втянут в украинскую кампанию, в украинский кризис, и тоже не заинтересован там проиграть.
В данном случае возникло обоюдное желание. Зеленскому необходимо приехать, попросить оружие, деньги и все остальное, кроме того, отпиариться, показать внутри страны, что его не списали со счетов, его принимают, он самый большой друг Запада на Украине. Кстати, в свое время так действовал Порошенко.
С другой стороны, Запад в условиях, когда они не могут дать ничего конкретного, по мелочам дают – снаряды, патроны, противотанковые ракеты… Много чего дают, но того, что Украине надо критично, кровь из носу, для того, чтобы цементировать распадающийся фронт, они сейчас просто дать не могут в нужном количестве. Хотели бы, но не могут.
В этих условиях — для того, чтобы украинское пушечное мясо продолжало воевать, Запад тоже заинтересован в том, чтобы продемонстрировать всеобъемлющую поддержку Зеленского, поговорить с ним о самолетах, о том, о сем. Но поговорить и дать – это разные вещи.
Мы понимаем – Запад даст. Если Украина продержится до конца года, то на следующий день и самолеты пойдут. Просто все это невозможно сделать немедленно, с сегодня на завтра – это нереально.
Запад тоже заинтересован в том, чтобы поддержать Зеленского, чтобы украинское пушечное мясо продолжало добросовестно умирать в окопах и, тем самым, давало тому же Западу время для маневра.
То есть, с одной стороны они смотрят, а может ли Украина сцементировать фронт, пошлет сейчас сто-двести-триста тысяч человек на убой, сколько наловит. Может быть, Россия выдохнется? Может быть, фронт остановится и тогда будет время прислать танки? А если не выдохнется Россия и фронт не остановится, а просто еще полмиллиона граждан Украины закопают в землю во имя славы Зеленского и интересов Запада, то в таком случае они получат два-три месяца отсрочки.
Одно дело, (если бы — Ред.) Зеленский капитулировал сейчас, и сейчас надо думать, что делать дальше. Причем, Зеленский выходит и говорит – «я решил просто капитулировать безоговорочно, пусть что хотят, то и делают здесь русские, меня уже нету».
– Это было бы правильным решением с его стороны.
– Да, это было бы правильным решением, но что в такой ситуации делать Западу? Начинать интервенцию на Украину они не готовы. Подписывать с Россией мир – они не готовы. По методу Троцкого – ни мира, ни войны – так у них армии нет, ее даже распустить нельзя.
Как дальше себя вести? У них даже концепция не выработана на такой случай. Поэтому им такие форс-мажоры не нужны, им надо, чтобы Украина продолжала воевать, либо до тех пор, пока не станет ясно, что она выдерживает давление, либо до тех пор, пока ее не станет, а у Запада не возникнет какая-то новая концепция, как дальше бороться с Россией после Украины.
Ну да, американцы хотели бы бросить Польшу вместо Украины в борьбу с Россией, но поляки пока что сопротивляются. Но и Украину же тоже они пытались загнать достаточно долго на войну с Россией.
Но Порошенко маневрировал – он воевал в Донбассе, говорил всякие гнусности о том, чьи дети будут сидеть в подвалах и т.д. Но американских премьеров, американских кандидатов он не пускал, от участия в боевых действиях в войне с Россией он ловко уворачивался. У него постоянно чего-то не хватало, чего-то не было — поэтому его и не переизбрали.
Так бы американцы его переизбрали, никакой бы ни Зеленский, ни Коломойский не вышли не то, что во второй тур – они бы на улицу не вышли в тех условиях, которые были на Украине. Порошенко потому не переизбрали, что он ловко уворачивался. А Зеленского американцы просчитали правильно.
Коломойский думал, что он будет руководить Зеленским. Первое время у него получалось, но постепенно, учитывая, что Зеленский не очень умный и очень трусливый человек, то — понятно, что давление сверхдержавы всегда перевесит давление одного олигарха.
Представьте себе, к вам приходит американский посол и рассказывает, где и какое количество американских советников у вас сидит, что они контролируют, кто им подчиняется, а подчиняются им все ваши силовики, что они с вами завтра могут сделать, и что им плевать на какой-то компромат, который у вашего олигарха находится на вас. Главное, чтобы вы плясали так, как они вам скажут.
И кого вы будете слушать? Коломойского? Вы можете его там не выдавать, вы можете его спасать как-то, держать вне поля зрения телекамер, старательно где-то прятать, чтобы он не выходил в публичную политику, но слушать вы будете американцев.
Вот они (американцы — Ред.) установили над Зеленским контроль, и Зеленский — как полная марионетка. Почему Коломойский его вел, он прекрасно знал, кого он введет. Он не способен к самостоятельным действиям, к самостоятельному мышлению. Его толкают на что-то, он делает то, что ему говорят, и радуется от этого. Выступления его писала жена, президентом избирал Коломойский, в остальном им руководят американцы, и все у него в этой жизни хорошо поэтому.
Благодаря тому, что провели Зеленского и получили стопроцентрную марионетку, американцам удалось начать войну с Россией, бросить Украину на войну. В Польше они пока такого Зеленского не нашли. Там какие бы ни были местные политики – пока они как Порошенко, уворачиваются.
Поэтому они не знают, что делать дальше, им необходимо время для того, чтобы выработать какую-то стратегию. Это время им дает Зеленский ценой жизни сотен тысяч украинцев.
– Давайте еще об американцах. В США на этой неделе появилось сенсационное расследование журналиста Сеймура Херша — достаточно известного, его в некотором роде считают легендой американской журналистики — о терактах на «Северных потоках». Исходя из его расследования, американские водолазы в ходе учения НАТО летом прошлого года установили взрывчатку под «Северные потоки». Спустя три месяца норвежцы ее активировали. Подготовка к этой операции длилась более девяти месяцев, соответственно, она началась еще до старта СВО.
Понятно, что в ООН отказались подтверждать причастность США, к взрывам на «Северных потоках». Отрекаются от этого и администрация Байдена, и Госдеп, и ЦРУ.
Как вы считаете, эта история будет иметь какое-либо продолжение, какой-либо резонанс, или вот так — Херш написал об этом, эти все товарищи сказали: «нет-нет-нет, мы тут не при чем». Поговорили-поговорили – забыли и пошли дальше?
– История со взрывами «Северных потоков» не только будет иметь продолжение – она постоянно имеет продолжение, она в какой-то степени изменила мир, потому, что это крупнейшая диверсия против своих союзников, какую когда бы то ни было кто бы ни было себе позволял.
В том, что в этом замешаны США, ни у кого нет сомнения даже, в том, что они выступили организатором этой диверсии. Потому что именно они были самым главным выгодоприобретателем от этой диверсии. Они не скрывали своего намерения любой ценой, даже ценой физического уничтожения, предотвратить работу «Северных потоков». Поэтому здесь двух мнений быть не может.
Что касается расследования Херша, то оно может иметь последствия только для самого Херша. В лучшем случае — на него не обратят внимания на Западе, в худшем случае — его убьют.
– Я читала, что ему 85 лет уже, и терять ему, как некоторые говорят, нечего. Кроме всего прочего – это достаточно громкое, серьезное разоблачение, но оно не первое. Он долго, с семидесятых годов прошлого века, правду говорил об американцах. Тем не менее, до сих пор жив.
– В лучшем случае на него просто не обратят внимание. В худшем случае его убьют. Я бы не обратил внимание. Но убивают обычно сумасшедшие мстительные люди — вроде Хиллари Клинтон. Умные люди не обращают внимания, и все это просто сливается в унитаз.
Безусловно, расследование Херша очень правдоподобно, потому что там есть и норвежские интерес теоретически. Да, Соединенные Штаты — понятно, в этом вообще никто не сомневаются, и немцы не сомневаются в том, что США руководили всем этим, организовывали, без них бы никаких взрывов не было. Все это так.
Но — у нас есть доказательства? Нет у нас доказательств. И у Херша нет. Доказательства, в лучшем случае, есть у шведов – эти рылись в том месте, где были взрывы, и после этого за собой быстренько прибрали и сказали, что — ничего такого мы не нашли и вообще не знаем, что произошло. Что-то взорвалось, а что – непонятно. И кто там был – тоже ничего не понятно.
Если они ничего не уничтожили, а себе на память оставили где-нибудь в музее, то доказательства того, что там было, есть у шведов. Все остальное – да, журналистское расследование.
– Следующий вопрос как раз на эту тему. Кто заинтересован в подобного рода информации, в том, чтобы она появилась. Кто мог заказать это Хершу?
– Да кто угодно – там сразу есть несколько людей, которые попадают под удар – не только людей, но и государств.
Объективно нам это выгодно. Просто я не думаю, что наши стали бы платить за подобного рода расследования, потому что у нас есть другие способы держать эту информацию в поле зрения мирового сообщества.
В принципе, нам это (расследование Херша — Ред.) тоже выгодно, потому что это возвращает внимание людей — в том числе, обычных, простых людей на Западе — к теме взрывов на «Северных потоках», причем — в выгодном для нас ракурсе.
Но в США есть люди, которые борются против Байдена, против демократов, которым выгодно объявить Байдена террористом. А там четко указано – Байден дал приказ, Байден девять месяцев готовил, то есть, до начала СВО готовил взрывы. Поэтому свалить это на то, что тут началась война, а во время войны все возможно, не получится. Байден девять месяцев готовил, начал до войны, и лично отдал приказ о взрывах. То есть, Байден – террорист.
Можно послать запрос в Конгресс по поводу того, может ли такой человек управлять Америкой? Может ли он представлять ее на международной арене с такими задатками? Теоретически это могут использовать республиканцы в США.
Есть конкуренты у норвежцев, те же самые арабы. Учитывая, что норвежцы конкурируют со своим газом с ними на рынке европейского газа, вполне могли таким образом попытаться подставить этих норвежцев.
А могли и американцы, оппоненты Байдена, которые тоже заинтересованы в торговле сжиженным газом с Европой – тоже могли таким образом удалить по своим оппонентам, для того, чтобы потом говорить – смотрите, они взрывают газопроводы, а вы у них газ покупаете.
В принципе, всегда можно найти кучу людей, которые прямо или косвенно в этом деле заинтересованы, и кучу государств. Причем, мы же еще точно не знаем всех тонкостей политических и экономических связей внутри Европейского Союза и за его пределами с компаниями разных государств.
Теоретически это может быть даже с газом не связано. Кто-то может углем торговать или цирконием, или еще чем-то – чем угодно, и в это же время просто выбивать своего конкурента. Даже в таком случае может быть заказан такого рода материал, потому, что это бомба.