Oxfam, организация, которая борется с бедностью и связанной с ней несправедливостью, провела исследование о накопленных богатствах с 2020 до текущего времени, исследователи пришли к выводу, что за эти годы на всего 1% населения приходится 63% всех накопленных личных богатств, почти $26 трлн. Оставшимся 99% населения принадлежит лишь 37% прироста или $16 трлн.
В это время проходит Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе, в котором уже почти не говорят про экономику, а говорят о том, как бы помочь Украине. Единственное, что действительно важно в контексте мировой бедности, как описывает издание The Guardian, — будто некая группа сверхбогатых людей обратилась к мировым лидерам и представителям бизнеса с призывом увеличить налоги для богатых для решения проблемы крайнего неравенства. Звучит как чья-то неловкая шутка или фантазия, однако, как бы там ни было, сами аналитики издания отмечают, что собравшиеся участники не борются с бедностью — они лишь думают, как с нею бороться и делают вид озабоченности.
Новости партнеров
«Нет ничего более тошнотворного, чем видеть, как группа миллиардеров борется за то, чтобы что-то сделать с глобальным неравенством, но отказывается признать, что им нужно платить немного больше налогов. Существует разрыв между анализом Давоса и готовностью большинства участников что-либо с этим делать», — написал давний участник форумов в Давосе, аналитик издания Ларри Эллиотт.
И вот форум заканчивается — сделают ли какие-то выводы власти Франции, решившие повысить пенсионный возраст в стране и спровоцировавшие тем самым миллионные протесты? Изменят ли страны Евросоюза свой подход к зерну и удобрениям, которых не хватает странам третьего мира? Вообще что-то изменится?
Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов уверен, что нет, ведь ВЭФ давно превратился в площадку по продвижению конкретных интересов конкретных элит, и обсуждение помощи Украине на мероприятии это в очередной раз доказало. Об этом эксперт рассказал в беседе с Накануне.RU.
— 1% населения мира заработал за последние пару лет 67% всех личных богатств, а на ВЭФ обсуждают преимущественно военную помощь Украине — что не так с форумом?
— Во-первых, цифры, которые вы озвучили, не в 2020 году появились и не в 2023, они свидетельствуют о том, что в мире катастрофически наращивается бедность, человечество неспособно себя воспроизводить, до миллиарда человек голодает. Эти цифры никого уже не удивляют и являются декларациями «капитана Очевидность». То есть всем понятно, что существующая глобальная система создана абсолютно не в интересах человечества, не в интересах абсолютного большинства людей, и никто не будет с этим спорить.
Поэтому, кстати, и на Давосском форуме опять говорят, что надо уйти от капитализма, или надо уйти от «плохого капитализма» — там разнятся суждения в зависимости от вкусов и стилей, но утверждение о том, что так дальше жить нельзя — это тоже уже банальность. В этом плане к Давосу, с моей точки зрения, относятся не совсем правильно. Или совсем неправильно.
— А как надо?
Новости партнеров
— Давос — это никакая не экономическая организация, не клуб выдающихся мыслителей и людей, которые благодаря своему уникальному видению продвигают человечество вперед. Это, по большому счету, чисто идеологическое мероприятие. Я сравниваю это с высшей партийной школой, существовавшей в Советском Союзе, то есть это организация, где надо правильно структурировать мозги всему мировому населению, но сначала его элитам договориться о том, что они будут транслировать человечеству для того, чтобы дальше протянуть несколько лет.
Поэтому искать там истину и вообще как-то серьезно прислушиваться к рецептам и даже постановкам проблем — это несерьезно. Это идеологическое мероприятие — даются такие «а-ля Кашпировский» установки мировому населению, как надо реагировать на все проблемы. В общем, что мы можем от этого ждать? Ничего.
Другое дело, что, действительно, убирая абсолютно идеологизированный вопрос с Украиной, если говорить о социально-экономических вопросах, то всем там нравится только философия, потому что все понимают, что экономику обсуждать бесполезно и опасно — социальное неравенство и по отдельным государствам, и в целом по всему земному шару является просто вопиющим, а изъятия и прибавочной, и не прибавочной стоимости из населения приобрели чудовищные масштабы.
Поэтому я предлагаю относиться к этому как к идеологическому мероприятию, и главное — не поддаваться, не реагировать на это, потому что у нас сейчас тысячи блогеров разного уровня, в том числе высокопоставленных, начнут «разоблачать» Ротшильдов, Рокфеллеров и прочих мировых закулисных игроков, которые хотят «поработить человечество», «оцифровизировать», «осчастливить прививками». Здесь многое правильно, если не перебарщивать, но ведь дело вообще не в этом, а в том, что во всемирном хаосе Давос пытается создать впечатление, будто что-то контролируется, хотя финансовый капитал продолжает выжимать последние соки из человечества. Нам важно на это не реагировать, а выстраивать свой правильный и справедливый мир.
— Свой «правильный» мир ранее предлагал основатель ВЭФ Клаус Шваб — он говорил про «инклюзивный капитализм», как бы «капитализм для всех», но ведь это тоже идеология или философия, не экономика?
— Конечно, это ни к чему нельзя отнести, потому что, с одной стороны, обозначается, что нужен «не капитализм» — такое специальное обозначение, без точного определения. Ведь здесь криками «социализм!» делу не поможешь, потому что дальше возникает вопрос — какой социализм, что это означает на практике, как надо действовать? Как я представляю, сидят люди где-нибудь вечерком, попивают хорошее вино в прекрасных пейзажах швейцарских гор и обсуждают, что вот в прессе начали все перетирать тему «инклюзивного капитализма» — ну и хорошо, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. А на самом деле никакого проекта, конечно, нет.
Другой вопрос — что у нас нет проекта, который мы должны предложить человечеству. А абсолютное большинство человечества, или как Андрей Геннадиевич Ионин начинает говорить о мире большинства — вот мир большинства, который точно не G7, не 50 государств, которые собираются съехаться на Рамштайне, эта коалиция вокруг США, сбитая в последний год, это не мир большинства. Мир большинства — взять даже Индию и Китай, по 1,5 млрд населения, и вся Евразия, по сути, и Латинская Америка, Африка — этот мир большинства жаждет действовать иначе, но мы ему ничего не говорим, мы молчим, «разоблачая» и ругая этих людей в Давосе.
— Получается, верно Илон Маск написал в «Твиттере», что Всемирный экономический форум все больше превращается в неизбираемое мировое правительство, о котором люди никогда не просили и которого не хотят?
Новости партнеров
— Правильно, но, как мне кажется, слово «правительство» немного дезориентирует — как бы ни относиться к любому правительству, но все-таки мы понимаем, что это те, кто правят, а здесь вряд ли происходит какое-то реальное управление, тем более в интересах большинства. И мировое правительство — это, может быть, еще не самый страшный вариант, если бы оно было. Может быть, нам его и надо даже создать, потому что от всех этих «мировых правительств» и других страшилок, которыми у нас любят последние 35 лет друг друга стращать, надо уходить.
Заканчивается век, начатый с буржуазных революций, с английской промышленной революции, то есть 300-400-летний период просвещения, модерна закончился, он не работает. Капитализм не работает. Социализм забили и загнали на какие-то задворки. И возникает вопрос — а как дальше жить? Что проектно мы предложим?
— Пока же на ВЭФ, как пишет издание The Guardian, некая группа сверхбогатых людей обратилась к мировым лидерам и представителям бизнеса с призывом увеличить налоги для богатых для решения проблемы крайнего неравенства в мире. Если говорить даже не в целом про мир, а в частности про Россию — это могло бы стать хотя бы частичным решением проблемы расслоения?
— На мой взгляд, за этим на самом деле стоит продвижение нового принципа собирания налогов на глобальном уровне. То есть если сегодня все-таки налоги соотносятся с государствами и национальными системами управления, то последние годы мы видим по-своему гениальную идею о том, что надо вообще-то «стричь» весь мир. И эта идея начинается как? Ведь не скажешь — давайте мы всех с позиции США или G7 обложим данью? Поэтому начинается разговор про то, что налоги нужно увеличить для богатых, для самых богатых, якобы демпфируем, чуть-чуть снизим это вопиющее неравенство в доходах и распределении ресурсов.
Но по большому счету это просто установление налоговой диктатуры, репрессивной системы, где дальше налоги будут собираться за все, что угодно. Вот Россия плохо себя ведет — вот ей потолки цен и делают. То есть другой тип изъятия дополнительных налогов — кто-то не «зеленую» повестку продвигает, а какую-то «полузеленую» — по полной должен платить тем странам, которые вкладывают колоссальные средства в так называемые «зеленые технологии», а это очень дорого.
По сути, полностью проваленной системой управления глобального характера они пытаются дальше все это превратить в самую безжалостную систему окончательной эксплуатации и выжимки соков из остатков населения. Никто проблемы решать не хочет.
И вот здесь все-таки Россия может восстановить себя как мировая держава, как государство, способное решать мировые проблемы образцово-показательно на своей территории. Ну или мы и дальше будем «разоблачать» этих нехороших людей.
— А какие проблемы на повестке? Неравенство было озвучено, а что еще?
— Проблемы очевидны: первая — демографическая, потому что мир, в общем-то, вымирает. И несмотря на то, что в Африке к концу столетия почти в три раза увеличится численность населения по прогнозам всех ведущих аналитических служб, но в целом уже через 10 лет суммарный коэффициент рождаемости в мире будет ниже, чем нужно даже для просто демографического воспроизводства. То есть через 10 лет человечество перестанет себя воспроизводить. Про Россию, Японию я уж не говорю, уже и в Китае началось снижение населения, и так же он «ополовинится», если ничего не делать, к концу столетия, как и Россия.
Вторая проблема — нужна совершенно другая созидательная экономика развития, которая строится на максимальной мобилизации человеческого интеллекта и человеческих производительных сил, то есть это не просто научно-технический прогресс, а это принцип личностной созидательности и творчества, который будет поставлен в основу всех экономических и хозяйственных систем.
Третий вопрос — здоровье. Ведь сегодня у населения продолжительность жизни растет, это хорошо, но дальше начинаются неинфекционные типы заболеваний — сосудисто-сердечные заболевания на первом месте. И так далее. И вот эти мировые реальные проблемы и нужно консолидировано решать.
У России все для этого есть, Россия может перевернуть всю геополитическую ситуацию, без преувеличения, за полгода. Но Россия ничего не делает, а наша замечательная патриотическая общественность «разоблачает» Давос, «инклюзивный капитализм» и выискивает — то ли Рокфеллеры взяли первенство над Ротшильдами, то ли Ротшильды вышли вперед. На мой взгляд, пора переходить к созидательным действиям.
— А созидательные действия связаны, как вы обычно говорите, с созданием новых индустрий?
— Конечно, и в этом смысле мы и должны показать пример. Тем более это вопрос нашего выживания, потому что мы сегодня неспособны производить практически ничего сами. Мы не суверенная экономическая система. Нужна мобилизационная экономика и проект из 100 новых национальных индустрий. Важно то, что Россия должна предложить человечеству общий проект, интересный для мира большинства. Россия должна показать, как она сама это делает через инициирование 100 фондов по 100 новым индустриям.
Это надо и можно сделать вот уже сейчас, через 5 минут — возникает вопрос — а где наше государство? Где оно прячется? Где оно скрывается от Ротшильдов и Рокфеллеров?