Уже всем понятно, что альтернативы специальной военной операции не было. Коллективный Запад стал готовиться к войне на Украине — практически в центре Европы — задолго до событий на киевском майдане. И давно уже были проложены маршруты, по которым оружие и боевая техника должны были быть доставлены к российской границе.
Под американским флагом
Новости партнеров
Под занавес уходящего года США объявили о новой военной помощи Киеву. Опубликованный на сайте Госдепартамента информационный бюллетень Бюро по военно-политическим вопросам констатирует: «Предоставление Украине оборудования, необходимого ей для защиты от России, остаётся неотложным приоритетом помощи в области безопасности». Вот и курсируют корабли и суда под американским флагом через Атлантический океан, доставляя оружие и боеприпасы в европейские порты.
До начала специальной военной операции в их перечне значились и порты Украины. Одна из последних поставок вооружений, например, была осуществлена в Одессу судном Ocean Grand компании US Ocean 23 ноября 2021 года.
Начавшиеся боевые действия, выставленные минные заграждения, объявленное в «Извещениях мореплавателям» (НАВАРЕА 031 93/22) закрытие для плавания района севернее параллели мыса Тарханкут и запрет Турцией на основании Конвенции Монтрё прохода военных кораблей и судов с военной техникой через проливы Дарданеллы и Босфор, сделали северо-западную часть Чёрного моря несудоходной. Тогда заблокированными в украинских портах оказались более 70 иностранных судов.
Ситуация изменилась, когда открылся так называемый зерновой коридор и первым по нему из Одессы прошло судно Razoni в сопровождении украинского буксира «Булат». Однако это не означало, что порты Украины не функционировали совсем. Военные действия не затрагивали устье Дуная, где проходит граница с Румынией, поэтому порты Рени, Измаил (оба, кстати, имеют железнодорожные терминалы), а также Килия и Вилково оставались в рабочем состоянии. Таким образом, через них по Дунаю вполне могло поступать натовское оружие для Украины.
Река коллективного пользования
Дунай, как известно, относится к международным рекам. Навигация по нему регулируется Конвенцией 1948 года, которая предусматривает свободу для торгового судоходства всех государств от «Ульма (Германия. — Авт.) до Чёрного моря через Сулинское горло с выходом к морю через Сулинский канал». Причём таможенный досмотр транзитных грузов не производится и транзитные сборы не взимаются. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается.
Подписание Конвенции состоялось на Белградской конференции, в работе которой принимали участие делегации от СССР, Украинской ССР, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Югославии, США, Великобритании, Франции и Австрии (с совещательным голосом). Благодаря сильной позиции по итогам Второй мировой войны, в основу Конвенции легли предложения Советского Союза, несмотря на сопротивление со стороны союзников по антигитлеровской коалиции. Конвенция была принята всеми придунайскими странами, что изменило соотношение сил в этом регионе, устоявшееся со времён подписания Парижского мирного договора 1856 года и его последующих интерпретаций.
Новости партнеров
Вместо Европейской Дунайской комиссии, в состав которой после Первой мировой войны входили только представители Англии, Франции, Италии и Румынии, была создана новая Дунайская комиссия, куда вошли исключительно придунайские страны (Австрия с 1960 года), ориентированные в политическом плане на Советский Союз.
И на протяжении сорока четырёх лет река верой и правдой служила устойчивому развитию придунайских государств. Даже в отчёте межправительственной комиссии программы TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) за 2011 год, финансируемой Евросоюзом, было отмечено, что «в эпоху коммунизма уровень перевозок навалочных грузов развивался очень быстро, достигнув пика в 91,841 млн тонн в 1987 году». Для сравнения — по отчёту Дунайской комиссии за 2020 год аналогичный показатель составил лишь 69 млн тонн.
Примечательно, что рождение программы TRACECA состоялось на международной конференции в Брюсселе в 1993 году после ряда последовательных исторических событий: распад СССР, подписание Маастрихтского договора о создании Европейского Союза и завершение строительства канала между баварскими городами Бамберг и Кельхайм под конец 1992 года.
Ввод канала в эксплуатацию открыл европейский внутренний водный путь Рейн-Майн-Дунай, соединяющий порты Северного и Чёрного морей. Его протяжённость от Роттердама до украинских портов Рени, Измаил, Килия и Вилково составляет около 3500 километров. В основу программы TRACECA заложено международное сотрудничество между ЕС и странами-партнёрами по организации транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия». В 2010-2012 годах Дунай был включён в программу в качестве ключевого коридора Трансъевропейской транспортной сети с круглогодичным судоходством.
В орбите НАТО
Ни для кого не секрет, что программы ЕС перекликаются с военными планами США и НАТО. После государственного переворота на Украине и начала войны в Донбассе Вашингтон объявил о начале операции Atlantic Resolve и анонсировал программу под названием «Инициатива по обеспечению европейской безопасности» (European Reassurance Initiative, ERI), на смену которой в 2017 году пришла программа EDI (European Deterrence Initiative).
Перечисленные «инициативы» предусматривают: увеличение американского военного присутствия; модернизацию военной инфраструктуры; увеличение запасов вооружения и наращивание военного потенциала партнёров США в Европе. Для этих целей было построено не менее 15 объектов заблаговременного складирования запасов американской армии в Германии (4), Болгарии (2), Румынии (2), Италии, Бельгии, Нидерландах, Греции, Норвегии, Польше и Литве (по одному).
Тем не менее, начав свою бурную деятельность в Европе, США с партнёрами столкнулись с проблемами трансграничного перемещения военных грузов. Происходили длительные задержки войск на границах, трейлеры и железнодорожные составы с военной техникой не вписывались в повороты, мостовые переходы и другие инженерные сооружения.
Новости партнеров
Например, в сентябре 2017 года, при следовании из порта Гданьск не прошли по высоте и зацепили навес над полотном станции польского города Ковалево-Поморске американские танки и БМП, стоявшие на железнодорожных платформах. Повреждения получили 10 из 37 машин и конструкция станции.
Для решения логистических проблем в декабре 2017 года Евросоюзом было инициировано подписание соглашения о постоянном структурированном сотрудничестве (Permanent Structured Cooperation, PESCO), в рамках которого разработано около 60 программ. Две из них касаются реконструкции транспортной инфраструктуры под габариты тяжёлой военной техники и упрощения процедуры пересечения европейских границ.
Важно отметить, что из пятнадцати объектов заблаговременного складирования запасов армии США шесть имеют логистическую связь с морскими портами на побережье Северного моря.
Связь существует не только благодаря наличию автомобильных и железнодорожных терминалов, но и развитой системе судоходных каналов между реками Мозель, Майн, Некар и другими с выходами на Рейн. Это означает, что груз не обязательно выгружать с кораблей и судов на причалы непосредственно в порту. Достаточно осуществить его рейдовую перевалку на речной транспорт, что практикуется всеми ведущими флотами мира.
Далее груз может следовать либо на склады в Германии, Бельгии и Нидерландах, либо по речной транспортной магистрали Рейн-Майн-Дунай, на которой логистические проблемы так остро не стоят. В целях стандартизации к эксплуатации на этом водном пути приняты несамоходные суда (баржи) типа «Европа-2Б» грузоподъёмностью 2000 тонн, которые строятся в том числе и на Килийском судостроительно-судоремонтном заводе.
Несложно подсчитать, что состав из девяти таких барж (наивысший VII класс ВВП) будет иметь грузоподъёмность 18 000 тонн. В пересчёте на другой транспорт это четыреста пятьдесят 40-тонных железнодорожных вагонов или девятьсот 20-тонных трейлеров, снятых с загруженного европейского наземного трафика.
Продолжительность рейса от Роттердама до Сулины составляет для самоходных судов 10,5 суток, для толкаемого состава — 13,5 суток.
Румынский след
Сулинский канал, о котором было упомянуто, не единственный выход в Чёрное море, как и не единственный вход в бассейн реки Дунай. Под юрисдикцией Украины находится канал устье Быстрое, а под юрисдикцией Румынии канал Дунай — Чёрное море (Черновода — Констанца).
Устье Быстрое было открыто для судоходства 17 августа, со второй попытки (первое объявление об открытии состоялось 10 июля 2020 года) после подрыва здесь на своих же минах украинских малого гидрографического судна «Шляховик» (28 июля), лоцманского катера «Орлик» (31 июля, затонул) и шедшего для его подъёма плавкрана (3 августа).
Интересно, что несмотря на территориальную юрисдикцию, открывался этот канал с одобрения Румынии, ранее обвинявшей соседа через экологические организации в нарушении международного права, которое устанавливает особый режим защиты дельты Дуная. Получилось как в известной поговорке: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Главное, повод нашёлся — в интересах вывоза зерна судами под флагами третьих стран.
На территории, прилегающей к дельте реки Дунай, помимо двенадцати морских и речных портов (Румыния — 8, Украина — 4), имеются авиабаза Михаил Когэлничану и два объекта заблаговременного складирования запасов армии США: один в одноимённом с авиабазой населённом пункте, второй в одноимённом с речным портом населённом пункте Меджидия на канале Дунай — Чёрное море. Удобный логистический хаб для транспортировки военных грузов, не правда ли? Особенно, если учесть, что расстояние между ними не превышает 44 км, и они связаны не только железной и автомобильными дорогами, но и водными путями.
Согласно отчёту Дунайской комиссии за 2020 год, грузооборот только через Сулинский канал с 2014 по 2020 год увеличивался почти до 50%. На этот же период пришёлся и рост грузооборота украинских портов Измаил и Рени. И хоть в отчёте ничего не говорится о военных грузах, косвенные признаки сомнений не оставляют. В перечне присутствуют такие категории грузов, как нефтепродукты, ВОПОГ (опасные грузы), регистрируемые грузы (вероятно, есть и не регистрируемые), перевозки «ро-ро» (колёсная и гусеничная техника), контейнеры (не пустые, наверное) и т.д. А снижение грузооборота в 2020 году совсем не удивительно. Оно характерно для спада экономики и военной деятельности (учений) в период пандемии COVID-19.
Подготовленные военные объекты США и НАТО в Румынии позволили развёртывать в этом районе, например, 101-ю десантную дивизию (октябрь 2022 года). А также размещать запасы вооружения, которые по Дунаю или в пределах румынских территориальных вод в Чёрном море могут беспрепятственно и главное скрытно перенаправляться в порты Украины, способные принимать не только речные, но и морские суда длиной до 296 метров, осадкой до 7 метров, дедвейтом до 18 369 тонн. Аналогично военные грузы для Украины могут перевозиться морским путём в пределах болгарских территориальных вод из портов Варна и Бургас.
Натовские «пазлы»
Для полноты картины нельзя пройти мимо ещё одного факта. Как известно, с мая по июнь 2021 года на территории Испании, Германии и Румынии в шесть этапов проводилось учение НАТО Steadfast Defender 2021. На первом этапе — под названием «трансатлантическое подкрепление» — отрабатывалась переброска войск с Североамериканского континента через Атлантику в Европу. На втором этапе проводились морские учения у побережья Португалии, к которым было привлечено 18 надводных кораблей (включая британскую авианосную ударную группу во главе с HMS Queen Elizabeth), одна подводная лодка и более 40 самолётов для «защиты морских коммуникаций». Третий — «координация военной мобильности» — на территории Германии для отработки быстрого перемещения сил и техники союзников через европейские границы. На четвёртом этапе — «Благородный прыжок» — было отработано развёртывание войск в Румынии. Пятый — сопутствующие учения по отработке совместных действий в Черноморском регионе. Шестой — передислокация (возвращение) в пункты постоянной дислокации. Как говорится, не надо быть провидцем, чтобы разобраться в истинных целях этих манёвров.
Но и это ещё не всё. 8 сентября 2021 года по результатам проведения учения Steadfast Defender 2021 было объявлено о приведении в полную оперативную готовность Объединённого командования НАТО по тыловому обеспечению и логистике (Joint Support and Enabling Command, JSEC), которое как раз и отвечает за перемещение сил и техники союзников через европейские границы. При этом штаб-квартиру JSEC разместили в немецком городе Ульм на Дунае. Не правда ли, очень занимательная «география»?
А между тем по состоянию на первую декаду 2023 года в европейские порты на побережье Северного моря уже пришли, как минимум, три американских перевозчика оружия: USNS Pililaau, Ocean Grand и Ocean Jazz. На подходе ARC Independence (планируемая дата прибытия в Данию — середина января), ещё четыре в ближайшее время выходят из портов на атлантическом побережье США. И доставленное ими оружие вполне может отправиться по европейскому внутреннему водному пути.
Танки для Киева
Стоит обратить внимание ещё и на то, что как по Дунаю, так и в открытом море, пользуясь правом свободы судоходства, работают суда под флагом Украины. Украинское Дунайское пароходство (УДП) располагает речным флотом численностью 75 самоходных судов (в том числе 25 буксиров-толкачей) и 245 единиц несамоходного флота грузоподъёмностью от 1000 до 2300 тонн, а также оперирует флотом заграничных совместных предприятий, который насчитывает 125 единиц несамоходного флота.
Кроме того, в состав морского флота УДП входят 7 судов дедвейтом от 3300 до 4050 тонн (шесть сухогрузов и одно судно для наливных грузов). Следует подчеркнуть, что имеющийся судовой состав способен перевозить тяжёлую военную технику типа РСЗО Himars с боеприпасами и заявленные «подарки» киевскому режиму в виде БМП Bradley от США, Marder от Германии и колёсных танков AMX-10RC от Франции с доставкой в украинские порты на Дунае.
Приведу пример. По данным информационных ресурсов, принадлежащее УДП, грузовое судно «Вилково» дедвейтом 4050 тонн в период с 2 по 8 января 2023 года осуществило переход из Италии в болгарский порт Варна. Отмечалось оно в проливе Босфор и ранее. Похожее по габаритам грузового трюма судно (отличается наличием собственных грузоподъёмных устройств на левом борту) в феврале 2021 года доставило в румынский порт американские РСЗО Himars.
Факт провоза оружия из порта «Ольвия» (г. Николаев) через проливы Босфор и Дарданеллы в ливийский порт Триполи на судне Maraki K в обход эмбарго ООН уже имел место в феврале 2020 года. Так почему бы не возить его и в обратном направлении по проторенному пути при соответствующем «покровительстве»?
Кроме того, во всемирной информационной паутине распространяется фотография с американскими танками Abrams, загруженными в трюм речного судна. Как удалось установить, снимок был сделан не позже осени 2019 года, хотя проходит в качестве иллюстрации к учению НАТО Defender Europe 2020. На самом деле речь идёт об учениях по готовности к чрезвычайному развёртыванию в Европе бронетанкового подразделения численностью более 1500 солдат из Форт-Худа, штат Техас, которые проходили в марте 2019 года. В июне того же года на территории Румынии проводились учения НАТО Saber Guardian — 2019, в ходе которых бронетанковым подразделением армии США отрабатывалось форсирование Дуная. Вот, как-то всё и замкнулось…
Необходимо подчеркнуть, что прямые доказательства поставок оружия в Украину по европейскому внутреннему водному пути Рей-Майн-Дунай, никогда ранее не публиковались. Однако следует согласиться, что совпадение целого ряда перечисленных обстоятельств совсем неслучайно. Дунайские волны могут скрывать немало тайн. В том числе и подробности оружейных поставок киевскому режиму.