Считается, что генералы обычно готовятся в прошедшей войне, а для войны современной необходима компактная профессиональная армия. Однако специальная военная операция показала, что нельзя мыслить канонами, что надо быть готовым к разным вариантам. Например, десять месяцев боевых действий на Украине остро обозначили проблему нехватки младшего и среднего командного состава.
Ломать — не строить
Новости партнеров
Роль офицеров звена «взвод — рота — батальон» чрезвычайно высока в вооружённых конфликтах любой интенсивности. В некоторых случаях можно обойтись и без генералов, но без командиров, которые ближе всех к солдатам, вооружению, технике, которые непосредственно занимаются боевой подготовкой личного состава — никогда. От уровня их компетентности и профессиональной подготовки целиком и полностью зависит выполнение задач на поле боя.
В том числе в так называемых вооружённых конфликтах низкой эффективности — таких, как контртеррористическая операция (Северный Кавказ), операция по принуждению к миру (Грузия), специальная военная операция (Украина), где на тактическом уровне боевые действия ведутся взводными, ротными и батальонными тактическими группами.
В первую очередь это обусловлено отсутствием сплошной линии боевого соприкосновения, а система обороны при этом имеет очаговый характер в силу урбанизированной местности (каждый населённый пункт является подготовленным к обороне узлом сопротивления), где присутствие мирного населения ограничивает применение мощных средств огневого поражения. В силу таких особенностей бои ведутся подготовленными штурмовыми группами, командирами которых являются преимущественно младшие офицеры.
О том, что большая часть современных проблем российской армии была заложена при экс-министре обороны Анатолии Сердюкове, не говорил сегодня разве что самый ленивый. В числе его «нововведений»: радикальное сокращение численности офицерского состава — почти в 2,5 раза, а также ликвидация самого института прапорщиков и мичманов. Всё это происходило на фоне общего сокращения численного состава российской армии, причём особенно досталось именно Сухопутным войскам, которые лишились кадрированных (сокращённого состава) частей и соединений.
Существенно повлиял на положение дел и развал самой системы военного образования, позволявшей готовить новые профессиональные кадры на смену «оптимизированным». Более двух десятков командных училищ были ликвидированы только за последние три десятилетия.
Закономерен вопрос: как выходить из сложившейся ситуации. Для начала не лишним будет обратиться к опыту работы с кадрами во время Великой Отечественной войны, когда после неудач первых месяцев исключительно остро встал вопрос о подготовке командно-начальствующего состава. Из-за высокой интенсивности боевых действий и больших потерь накопленные к началу войны ресурсы, в первую очередь командиров младшего и среднего звена, стали стремительно исчерпываться, а планы на быстрое восполнение потерь только за счёт возвращения в строй выздоравливающих после ранения и выпускников военно-учебных заведений оказались нереальными.
Опыт минувшей войны
Новости партнеров
Поэтому были приняты срочные меры по увеличению числа военно-учебных заведений и существенной перестройке процесса обучения. Для этого был значительно увеличен набор в военные училища, при этом обучение было переведено на сокращённую программу (например, на курсах «Выстрел» срок обучения уменьшен до шести месяцев, а продолжительность учебного дня увеличена до 12 часов). Подготовка осуществлялась по узкому профилю со строгой специализацией. Предусматривалось давать курсантам только самые необходимые теоретические знания, основной же упор делался на приобретение практических навыков подготовки и ведения боя, умение управлять подразделениями в наступлении и обороне. Кроме того, уже зимой 1941/1942 гг. начали функционировать вновь созданные армейские, окружные и фронтовые курсы по подготовке младших лейтенантов, на которые направлялись лучшие красноармейцы и младшие командиры, главным образом имевшие боевой опыт или достаточный общеобразовательный уровень.
В короткие сроки было увеличено число сухопутных военных училищ (с 49 до 116), при этом штатная численность курсантов возросла с 36 085 до 167 620 человек (на 465%), также значительно возросла и штатная численность командных факультетов военных академий. Срок обучения в военных училищах сократили до двух лет. Кроме того, начиная с 1938 года, как бы предвидя ситуацию, в академиях и училищах систематически проводили досрочные выпуски. А ряд военных училищ и КУКСов (курсы усовершенствования командного состава. — Авт.) были перепрофилированы для подготовки командиров дефицитных специальностей для бронетанковых, инженерных, химических частей, частей связи и др.
Эти меры позволили уже в предвоенные годы выпустить из военных училищ около 177 тыс. человек. Военные академии только за период с 1939 по 1941 год направили в войска 12 408 человек начальствующего состава с высшим образованием.
И всё же ликвидировать дефицит командных кадров для замещения первичных должностей выпускниками училищ не удалось. И тогда, исходя из опыта Первой мировой войны по подготовке командиров среднего звена для возмещения потерь в офицерском составе, Наркоматом обороны СССР, кстати, ещё до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о создании в военных округах курсов младших лейтенантов, напоминающих по своей структуре школы прапорщиков. Эта мера была вынужденной, но оказалась весьма эффективной.
К июню 1941 года на курсах прошли подготовку 104 тысячи младших командиров. Таким образом, к началу войны в Сухопутных войсках каждый четвёртый командир являлся выпускником курсов младших лейтенантов, а 70% из их числа занимали должности командиров взводов и рот. Впрочем, и это тоже следует признать, военно-профессиональная подготовка «скороспелых» офицеров оставляла желать лучшего. Доучиваться им пришлось уже на фронте.
Кроме того, проблема некомплекта средней группы командного состава осуществлялась и за счёт призыва офицеров запаса на сборы с последующим переводом их в кадры. Этот способ оказался самым оперативным: только за период с 1937-го по 1939-й год в Сухопутные войска из запаса было направлено более 20 тысяч человек. Оценить данное направление деятельности Наркомата обороны можно двояко: с одной стороны, это позволяло быстро уменьшить некомплект командного состава, с другой — опять-таки снижались качественные характеристики.
К концу 1943 года система военного обучения, состоящая из 17 общевойсковых академий и академий родов войск, двух военных институтов, восьми военных кафедр в гражданских учебных заведениях, 184 военных училищ и школ, а также более 200 отдельных курсов, работала в полную силу, готовя офицерский состав для всех родов войск и специальных частей Красной Армии.
Согласно документам, помимо мер, направленных на преодоление нехватки офицеров, Верховный главнокомандующий, ЦК ВКП(б), ГКО и НКО, начиная с первых месяцев войны, оперативно ввели в оборот серию постановлений, призванных повысить престиж и статус офицерского корпуса. Сюда входили награждения и повышения в звании, а также публикации, рассказывающие о подвигах отличившихся в боях офицеров. Например, в августе-сентябре 1941 года ГКО предоставил военным советам фронтов и армий полномочия присваивать отличившимся офицерам звания вплоть до майорского, а начальникам главных управлений НКО — назначать командиров вплоть до полкового уровня.
Новости партнеров
Испробовано в Афганистане
И ещё об опыте работы с офицерскими кадрами. Сегодня мы нередко вспоминаем годы войны в Афганистане. По оценкам специалистов, в качестве главных задач командирской подготовки в этот период можно назвать: необходимость вырабатывать у офицеров твёрдые навыки в организации боя и управлении огнём; необходимость развивать у комсостава инициативу, способность пойти на разумный риск. Но были проблемы. Например, недостаток опыта организации боевой учёбы в военное время, определённое несоответствие учебных программ сложившимся условиям, дефицит времени и как следствие — трудности при планировании и проведении занятий, отсутствие необходимой учебно-материальной базы, частая смена офицеров ограниченного контингента Советских войск (ОКСВА) по причине ротации.
Чему же научил Афганистан? Понятно, что подход к командирской подготовке пришлось менять на ходу. Если в мирное время занятия с офицерами проводились в специально отведённые дни ежемесячно (кроме месяцев проведения командирских сборов и ротных тактических учений с боевой стрельбой), то в Республике Афганистан стали проводится в еженедельном формате, а после 1985 года — по двенадцатидневной программе: отрабатывались вопросы по тактической, разведывательной, огневой, технической, инженерной подготовке, по практическому вождению боевых машин.
В дальнейшем офицеры тренировались в работе на средствах связи в ходе радиотренировок и командно-штабных учений. Подготовка завершалась на батальонных (ротных) тактических учениях с боевой стрельбой, где офицеры получали практику управления боем.
В ряде случаев изменился подход к комплектованию учебных групп и подгрупп. Например, в одну и ту же группу могли входить командиры батальонов и рот или командиры рот и взводов, важной особенностью являлось и то, что на данные занятия привлекались (не считая общевойсковых офицеров) командиры приданных подразделений, авиационные и артиллерийские наводчики, начальники групп боевого управления и представители авиационных частей. Это позволяло в короткие сроки отработать вопросы взаимодействия при решении различных боевых задач.
Нетрудно заметить, что многие организационно-методические приёмы, используемые в ходе войны в Афганистане, актуальны и сейчас. Кроме того, появились рекомендации оперативно, насколько это возможно, восстановить необдуманно сокращённые высшие военные учебные заведения разного уровня и профилей подготовки, в результате чего были уничтожены как педагогические, так и научные школы. Но если пойти по пути расширения сети военных вузов, объективно возникнет проблема формирования их педагогическими и научными кадрами должного уровня.
Наши боевые резервы
Не секрет, что в настоящее время наиболее востребованными являются выпускники общевойсковых, танковых и артиллерийских военных училищ, училищ ПВО, которые несут основную нагрузку на поле боя. И если рассматривать проблему возрождения военных училищ, причём в оперативном порядке, то в первую очередь внимание следует обратить, конечно же, на те учебные заведения, выпускники которых наиболее востребованы. В их числе — прославленные Ленинградское высшее общевойсковое, Ульяновское гвардейское высшее танковое командное, Оренбургское зенитно-ракетное, Коломенское артиллерийское и др. При этом ни в коей мере не умаляются значимость и важность офицеров других специальностей.
Для быстрого решения проблемы укомплектования войск командирами младшего и среднего звена, по мнению специалистов, в настоящее время эффективными были бы следующие меры: проведение досрочных выпусков части хорошо успевающих курсантов последнего года обучения, призыв на службу офицеров запаса, имеющих специальную военную подготовку.
Кстати, нельзя забывать и о прапорщиках. Следует признать, что идея заменить прапорщиков сержантами-контрактниками в 2009 году не удалась. Тогда в Вооружённых силах поэтапно было сокращено 142 тысячи должностей военнослужащих этой категории — им было предложено либо сменить погоны на сержантские лычки, либо уволиться. Но уже 27 февраля 2013 года Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу вернул прапорщиков в армейский строй, с той лишь оговоркой, что «никаких складов и никаких баз» предусмотрено не будет — только боевые и технические должности.
И ещё. Сегодня мы исходим из того, что подготовка офицеров в вузах соответствует требованиям ведения современного общевойскового боя. Вместе с тем вряд ли оправдано смещение акцента в подготовке только на опыт борьбы с террористами и незаконными вооружёнными формированиями (НВФ). В первую очередь офицера необходимо готовить к войне с сильным, технически оснащённым, профессионально подготовленным и мотивированным противником. При этом борьба с терроризмом и НВФ должна быть прерогативой ФСБ, Росгвардии, МВД, а в ходе крупномасштабной войны — войск территориальной обороны, которая организуется в тыловых районах руководителями органов управления федерального уровня. Каждый должен заниматься своим делом.