Одним из главных минусов механизма регулирования цен на газ является то, что он может ослабить способность Европы покупать большую часть сжиженного газа на спотовом рынке, как сейчас.
Урсула фон дер Ляйен наверняка гордится своим очередным творением, направленным против России – ценовым потолком на газ, который в Брюсселе предпочитают называть механизмом регулирования цен на газ. Однако многие экономисты, особенно в самой Европе, видят в этом новом детище Еврокомиссии (ЕК) больше минусов, чем плюсов. Одним из главных они считают то, что этот механизм, призванный помочь Европе бороться с энергетическим кризисом, может привести к обратному эффекту – усилению этого самого кризиса за счет снижения конкурентоспособности европейцев в самой настоящей борьбе за газ с Азией, что приведет к снижению его поставок на континент. Вполне возможна ситуация, когда газ в Европе будет дешевый, относительно, конечно, августовских цен, но его просто не будет.
Новости партнеров
Ряд европейских стран, включая Германию и Нидерланды, беспокоит потеря объединенной Европой ее главного преимущества в конкурентной борьбе за сжиженный газ (СПГ) с Азией – высоких цен, которые позволили ей получить львиную долю газа в этом году. Немцы согласились подписать соглашение о введении механизма регулирования цен на газ с 15 февраля 2023 года при условии, что ЕК ускорит выдачу разрешения на проекты по возобновляемым источникам энергии.
Механизм регулирования начинает действовать при достижении цен фьючерсов TTF с поставками в следующем месяце 180 евро (191 доллара) за миллион британских термических единиц (МБТЕ) и их сохранении в течение не менее трех рабочих дней, а также при превышении цены фьючерсов TTF над справочной ценой на СПГ на 35 евро на глобальном рынке тоже в течение трех рабочих дней.
В понедельник, 19 декабря, цена январских контрактов TTF составляла 110 евро за МБТЕ. Кстати, если бы механизм регулировании цен приняли, скажем, в 2021 году и он начал действовать с 1 января 2022 года, то в этом году он работал бы порядка 40 дней, в августе и сентябре, когда были самые высокие цены на газ в текущем году.
Берлину удалось продавить еще одно условие: механизм регулирования будет отключаться, если будет возникать угроза поставкам газа, цены на который он призван регулировать.
Высокие цены на газ в Европе сделали ее предпочтительным местом для экспорта поставщиков СПГ. Особенно, американских. Достаточно сказать, что более 70% экспорта американского сжиженного газа в 2022 году ушло не в Азию, как обычно, а в Европу, потому что продавать «голубое» топливо европейцам было для американцев выгоднее. С введением ценового потолка на газ, каким фактически является механизм регулирования цен на газ, ситуация может измениться: цены на газ в Азии, где продолжают действовать рыночные отношения, станут выше, чем в Европе, и американский СПГ быстро изменит направление и потечет в Азию, потому что там можно будет заработать больше.
В январе-ноябре 2022 г. импорт СПГ Евросоюзом и Великобританией вырос на 65% в годовом выражении, т.е. в сравнении с 11 месяцами 2021 года. Импорт из США, кстати, за этот же промежуток времени вырос на 176%, а из других источников – лишь на 27%. Это к любимому разговору американцев об энергетической независимости Европы, которая сменила зависимость от дешевого трубного российского газа на зависимость от дорогого американского.
Суть происходивших в этом году процессов в том, что импорт Европой СПГ и, особенно, из США рос быстрее, чем его предложение. При этом привлекательность Европы для поставщиков сжиженного газа и, главным образом, из США объясняется не союзническими отношениями и заботой американцев об европейцах, а исключительно коммерческой выгодой и высокими европейскими ценами.
Новости партнеров
За скобками этих процессов весь год находился из-за локдаунов Китай, если вообще можно говорить о Китае за скобками. Китайские покупатели до прихода зимы редко выходили на спотовый рынок, потому что при невысоком спросе им газа вполне хватало. Отсутствие Пекина и неспособность бедных азиатских стран типа Пакистана и Бангладеш платить за газ столько же, сколько богатая Европа, и дало ей преимущество в конкурентной борьбе за свободный сжиженный газ.
Однако в конце ноября спрос на газ в Азии начал расти за счет, главным образом, неожиданного и резкого ослабления ковидных ограничений в КНР.
Европа сейчас энергично строит плавучие СПГ-платформы для увеличения способности принимать газ (первая немецкая платформа приступила к работе в минувшие выходные), но они могут оказаться невостребованными, если Европа проиграет конкурентную борьбу за газ Азии и если в следующем году сжиженного газа будет приходить на континент значительно меньше, чем в этом.
На прошлой неделе спотовые цены на СПГ в Азии с поставкой в феврале выросли на 1% до 38 долларов за МБТЕ. Китайский энергетический гигант CNOOC, по непроверенной информации, купил 6 грузов СПГ с поставкой в 2023 году.
В Брюсселе скептиков успокаивают и говорят, что понимают все минусы механизма регулирования цен на газ. Еврочиновники обещают выключать механизм, если минусы будут превышать плюсы.