Украинские и британские СМИ сообщили, что в Великобритании состоялся последний в этом году выпуск украинских боевиков, прошедших ускоренный курс подготовки. Сообщается, что бандеровцев британские инструкторы обучали основным боевым навыкам, а также оказанию помощи раненым и их эвакуации, оказанию первой медицинской помощи, стрельбе, обеспечению и распознаванию взрывной угрозы. По сути дела, с ними провели курс молодого бойца, может быть, чуть более углубленный.
В этом нет ничего удивительного, поскольку для обучения на Британские острова, а также в другие страны НАТО отправляют только что мобилизованных боевиков с нулевым опытом. Если раньше это были своего рода курсы повышения квалификации, где людей, имеющих уже определенный боевой опыт, знакомили с тактикой и системой управления, принятой в Альянсе, и обучали применению некоторых образцов западной ВВТ, то теперь эта подготовка окончательно превратилась в КМБ. Проводить подобные курсы на территории Украины слишком опасно из-за угрозы ракетных ударов (несколько учебных центров уже было «вынесено» весной нашими ракетами).
Новости партнеров
Но сейчас начали звучать обвинения в адрес британцев, что они учат боевиков «неправильной» тактике, непригодной для тех боевых действий, что идут на Украине и в Донбассе, из-за чего боевики несут большие потери.
В частности, личный состав 71-й, 58-й и 53-й бригад ВСУ, действующих сейчас на Артемовском направлении, проходил подготовку в Британии при участии инструкторов из США, Канады и Австралии по программе обучения тактики СOIN, которая не предполагает участия в боях высокой интенсивности.
Программа COIN (от английского термина Counterinsurgency — контрпартизанская война) нацелена на обучение военнослужащих методам борьбы с иррегулярными формированиями и повстанцами, у которых нет ни авиации, ни крылатых ракет, ни тяжелой артиллерии, ни бронетехники.
Собственно, все тактические построения в рамках этой программы строились на трех основных направлениях: рейды на легкой бронетехнике и автомобилях (война пикапов), штурм зданий и фильтрация мирного населения.
При этом весь курс боевики проходили не за полгода, как это предполагалось вначале, а в гораздо более сжатом формате – обычных пехотинцев готовили за две недели, а штурмовиков за двадцать дней. Если учесть, что, помимо тактической и тактико-строевой подготовки, в этот срок укладывалась и занятия по медицине, огневой и инженерной подготовке, то можно сказать, что это не полноценные курсы, а, скорее, семинары, предполагающие как минимум наличие базовых знаний и навыков. Так, например, штурм зданий является одной из самых сложных и опасных тактических задач, требующих очень серьезных навыков.
Надо сказать, что «пикапная» тактика оправдала себя в начале осени на Харьковском направлении, где у нас не было сплошной линии обороны. Противник легко вклинивался между нашими опорниками и совершал глубокие охваты, после чего возникающая угроза окружения заставляла наши войска отходить. Вероятно, этот успех и привел к тому, что эту тактику инструкторы и советники решили использовать как универсальную для Украины. Тем более, что она не опирается на массированное применение тяжелого вооружения, которого у ВСУ все меньше.
Но уже на Херсонском направлении эта тактика начала давать сбои, приводя к большим и неоправданным потерям. Тем не менее, американские советники, которые сейчас и осуществляют оперативное управление нацистскими формированиями, пытались применить ее и на Бахмутском направлении с весьма прискорбным результатом.
Новости партнеров
Так, 25 ноября, отрабатывая подготовленный американцами план операции, боевики 58-й мотопехотной, 54-й отдельной механизированной и 71-й егерской бригад ВСУ предприняли попытку охвата позиций ЧВК «Вагнер» к востоку от Бахмута. Однако эта попытка завершилась разгромом атакующих, которые потеряли до сотни человек. Но самое главное, что сама операция нацистов и связанная с ней активность позволили «музыкантам» выявить пункты временной дислокации, полевые штабы, узлы связи и склады нацистов в Берховке, Парасковиевке, на окраинах Артемовска и в Часовом яру, по которым и был нанесен массированный удар. В результате противник потерял до 250 боевиков, большое количество боеприпасов и критически важного оборудование, что в значительной степени облегчило бойцам ЧВК дальнейшее продвижение на этом направлении.
Между тем, следует исходить из того, что американцы, британцы и прочие учат и командуют, исходя из собственного опыта, навыков и имеющихся в их распоряжении методик. Так, например, последние боевые действия, которые НАТОвцы вели против регулярных войск, проходили во время операции «Буря в пустыне». А если говорить о полномасштабной войне против стойкого и мотивированного противника, то это, пожалуй, Корейская и Вторая мировая войны. Два последних десятилетия западный блок вел только колониальные войны против повстанцев и иррегулярных формирований, в соответствии с чем и была построена система боевой подготовки.
Собственно, соответствующий опыт, причем в самом большом объеме, есть у украинских офицеров и военачальников, но они фактически отстранены от обучения и планирования операций – им отведена лишь роль исполнителей и передаточного звена. Почему так? Во-первых, это хорошие деньги, которые осваивают военные НАТО из средств, выделенных на «помощь Украине». Кроме того, для Банковой это очень важно с пропагандистской точки зрения, чтобы утверждать, что «заграница нам поможет». Помимо этого, нацистский режим относится к своим военным с большим недоверием, полагая их способными на большую «зраду», и потому ему гораздо спокойнее, когда ими командуют иностранцы, чей опыт и навыки они к тому же склонны абсолютизировать.
Ну и, наконец, на военную подготовку гражданского человека выделено две недели. По большому счету, не так уж и важно, какую именно тактику он будет осваивать в течение максимум пяти дней – все равно профессионала из него не сделаешь. И какой смысл обучать его взаимодействию с танками, если их не будет? Увеличить же сроки подготовки также не представляется возможным – фронт требует все новых и новых порций пушечного мяса. Ну а потом, все эти издержки никак не мешают главной цели кампании, известной как «война до последнего украинца».