Военный эксперт Борис Рожин рассказал в интервью изданиям «Сегодня.ру» и «Аналитическая служба Донбасса» о погодном факторе, значении Днепровского рубежа, обстрелах Белгородской области, попытках уничтожить Иран и подготовке США к «горячему сценарию»
— В середине ноября фронт встал. Кому это выгоднее — России, которая насыщает боевые порядки мобилизованными, или Украине, куда сплошным потоком идут западные вооружения?
Новости партнеров
— Фронт в ноябре встал по объективным причинам. ВС РФ копят силы на зимнюю кампанию, и это вполне сознательный выбор, сделанный еще в октябре.
ВСУ пытались, в свою очередь, развить достигнутые успехи, что привело к частичному израсходованию резервов, в виду чего операции на Сватовском и Краснолиманском направлениях уже давно вошли в фазу насыщения, и издержки не окупаются достигнутыми результатами, которые по факту отсутствуют (Сватово ВСУ планировали взять еще 17 октября).
Кроме того, ухудшившаяся погода, грязь и дожди затрудняют ведение боевых действий, что ощущают обе стороны.
Можно ожидать, что зимой боевые действия интенсифицируются, причем наступать будут пытаться обе стороны. Под эти задачи сейчас наращивают возможности не только ВС РФ, но и ВСУ. Так что данная формальная «оперативная пауза» долго не продлится.
— В условиях затишья определенным рубежом, особенно в низовьях, стал Днепр. Насколько ощутима военная угроза в Крыму в случае прорыва ВСУ на южном направлении?
— Разумеется, если допустить форсирование противником Днепра и создание полноценного плацдарма на Левобережье, это создаст прямую угрозу коммуникациям группировки ВС РФ в северном Причерноморье, а также сухопутному коридору на полуостров, что в значительной степени обесценит стратегический успех России с созданием сухопутного коридора и создаст угрозу северному Крыму.
Но, как представляется, основную ставку противник будет все же делать на наступление на Запорожском направлении на Пологи и Токмак, а активность на Днепре будет носить вспомогательный характер. Локальные цели противника на данный момент — высадить десант на Кинбурнскую косу и закрепиться там, а также расширить активность ДРГ на левом берегу Днепра. Плюс интенсифицировать удары по складам боеприпасов и ГСМ российской группировки на Левобережье.
Новости партнеров
— Какие меры необходимо предпринять для лишения Киева инициативы в Черноморской акватории с учетом военно-технических возможностей противника и передачи Западом развединформации, при том, что мы можем рассчитывать только на себя и ограничены в ряде технологий и вооружений?
— Необходимо усилить контроль передвижения противника по Днепру, контрдиверсионные мероприятия в прибрежной полосе, интенсифицировать удары по Херсону (что уже происходит) и Очакову, последовательно проводить тактику рассредоточения складов боеприпасов и ГСМ, усиливать режим КТО и фильтрации в прифронтовых районах на Левобережье.
Рубеж по Днепру имеет для ВС РФ стратегическое значение — прорыв этого рубежа может иметь оперативно-стратегические последствия и повлиять на исход войны, поэтому к вопросам обеспечения устойчивости этого рубежа следует относиться очень серьезно.
— Жители Белгородской области спрашивают, когда прекратятся обстрелы, которые делают жизнь невыносимой. Насколько адекватны утверждения ряда аналитиков, что необходимо уже сейчас вернуть плацдармы на севере Харьковской области, утерянные в результате отхода наших войск?
— Большую часть обстрелов можно прекратить в результате занятия северных районов Харьковской области. Это позволит ликвидировать угрозу минометных обстрелов и снизить эффект артобстрелов Белгородской области. ВСУ смогут обстреливать приграничные районы области ракетами и дальнобойной артиллерией, но текущая ситуация будет ликвидирована.
Разумеется, наступление на севере Харьковской области должно быть должным образом подготовлено, дабы гарантированно отбить Волчанск, Купянск и ряд других н.п. Отказ от наступательных действий на этом направлении приведет к тому, что обстрелы территории РФ в режиме рутинизации будут продолжаться.
— Недавно было вброшено утверждение, что ВСУ через Брянское направление по Киевской трассе могут в течение суток выйти к Москве. Это возможно? Может ли Киев сделать ставку на подобную операцию?
— Сейчас это невозможно. У ВСУ на этом направлении недостаточно сил. ВС РФ, наоборот, была бы выгодна, как ни странно, попытка такого удара. Это позволило бы перемолоть существенную часть ударных частей противника. Думаю, противник такого подарка не сделает.
Новости партнеров
Тем не менее, попытки локальных операций ВСУ с целью занятия пары н.п. на территории РФ вполне возможны. Основная целью будет не военная, а политическая, дабы разогнать «зрадакейс» у нас в стране и разыграть карту неспособности ВС РФ защитить территорию РФ. Этот сценарий вполне возможен и рассматривается Киевом, причем это может касаться не только Белгородской, но и Брянской областей.
Купирование таких сценариев на корню возможно при занятии севера Харьковской области, а также северных районов Сумской и Черниговской областей. Это не только радиально уменьшит угрозу подобной активности противника, но и снизит интенсивность обстрелов приграничных областей.
— Тяжелое впечатление оставили кадры расстрела российских военнопленных. Чем отвечать на подобную жестокость и к чему все идет?
— На практике это будет вести к тому, что существенная часть украинских военнопленных лишится возможности просто сдаться в плен. Даже если командование будет запрещать, ответка на местах неизбежна.
Так что убийцы безоружных военнопленных вместе с российскими военнопленными убили и энное количество украинских солдат, которых могли взять в плен, а теперь уже не возьмут.
Поджигателям конфликта из Вашингтона и Лондона это и надо: больше крови — больше прибыли.
Само собой, Россия должна сделать все, чтобы найти и уничтожить лиц к этому причастных, как в случае с боевиками Басаева или Хаттаба, которых ловят и убивают/сажают до сих пор. Лучше уничтожить, а то потом опять обмены какие. Чтобы враг знал, наказание за подобное — смерть.
— После появления данного видео некоторые блогеры заявили, что не стоит жалеть убитых пленных, так как они сами сложили оружие, в то время как их сослуживец ценой жизни попытался забрать с собой в могилу несколько боевиков. Вы согласны с таким подходом?
— До конца неизвестны обстоятельства сдачи в плен. Попав в окружение, солдат имеет возможность либо сражаться до конца, либо сдаться, рассчитывая на соблюдение Женевской конвенции.
Украина её не соблюдает, точно так же, как не соблюдала нацистская Германия. Этот факт следует доводить до военных, особенно мобилизованных, что должно повысить желание сражаться в даже сложных ситуациях. Каждый должен понимать — в плену тебя могут пытать или убить, и на Женевскую конвенцию полагаться не стоит. Данное военное преступление еще раз подтвердило эту очевидную истину.
— Крайне напряженная обстановка складывается в районе треугольника границы Польша—Белоруссия—Украина. Чем грозит возможная эскалация и кто именно готов «поднести спичку», став её инициатором?
— Спичку подносят США, повышая вероятность прямого военного столкновения РФ и НАТО, в том числе в районе «Польского коридора».
Накопление сил НАТО в Польше и Прибалтике, вкупе с усилением присутствия ударных платформ США в регионе, можно трактовать в том числе как подготовку к горячему сценарию в случае, если США будут уверены, что он не приведет к обмену ядерными ударами.
Лишь наличие у РФ ядерного оружия удерживает НАТО и США от нападения на Калининград и Белоруссию. Но даже в этом случае можно услышать мнения представителей американского генералитета, что не надо бояться ядерного оружия Москвы, что она его не применит. Это показывает, что сценарии прямой войны против России находятся «на столе», и подготовка к их возможной реализации идет путем создания необходимого для подобной войны военного потенциала в восточной Европе, который может стать достаточным уже летом 2023 года.
— Иран, ставший одним из значимых партнеров России, продолжает «пылать», причем активно разыгрывается «азербайджанская карта». Насколько прочны позиции Исламской Республики с точки зрения сохранения режима и целостности государства?
— Иран сейчас находится под мощной атакой, где противник всеми силами стремится дестабилизировать ситуацию в стране и при удачном стечение обстоятельств добиться смены политического режима, используя для этого объективно существующие проблемы Ирана с экономикой, социалкой и протестными настроениями.
Иран является важной страной и для России, и для Китая. Дестабилизация Ирана — это косвенный удар и по Москве, и по Пекину. Средства для этого применяются разные — задействованы факторы этнических азербайджанцев, белуджей, иранских курдов, городской интеллигенции и т.д. Если режим не справится, то получится вариация сирийских событий 2012-2013 гг. Власти готовы демонстрировать жесткость и при необходимости готовы ликвидировать существенное количество протестующих и боевиков, нападающих на силовиков, чтобы удержать стабильность. Именно такого подхода стоит ожидать от КСИР и президента Раиси.
Прямой войны со своими врагами Иран будет избегать, продолжая вести прокси-войну против Израиля, Саудовской Аравии и США руками своих прокси-группировок по всему региону и конвертируя результаты этой борьбы в дальнейшее расширение своего влияния в регионе, построенного на использовании шиитского коридора Тегеран—Бейрут и Оси Сопротивления.
— В ходе саммита G20 демонстрировалось некое подобие деэскалации между США и КНР. Стоит ли воспринимать подобные жесты всерьёз и готов ли Китай «сдать» свои отношения с Россией в угоду снижению напряженности между Пекином и Вашингтоном?
— Никакой реальной деэскалации между США и Китаем нет. Стороны уверенно двигаются по пути дальнейшей эскалации, причем Вашингтон выступает локомотивом этого напряжения, форсируя кризис вокруг Тайваня, чтобы спровоцировать его прежде, чем Китай будет готов установить контроль над островом.
Китаю выгодно оттянуть начало кризиса. США, наоборот, выгодно ускорить его, отсюда и провокации с поездками на Тайвань, спешное усиление военного потенциала Тайваня и сколачивание антикитайской коалиции сателлитов США на Дальнем Востоке.
Для Китая уже не стоит выбор размена отношений с Россией на «перемирие» с США. Китай прекрасно понимает, что идет к столкновению с гегемоном и его сателлитами и готовится именно к нему. Россия для Китая в этой партии является ценным союзником/попутчиком на пути к будущему многополярному мироустройству, где Китай будет являться одним из мировых центров силы.