Поскольку на месте взрывов не нашли ни будёновку, ни балалайку, у Запада есть серьёзные проблемы с доказательством, будто Россия хоть каким-то боком причастна к резонансному теракту в глубинах Балтики.
«Посторонним» вход воспрещён
Новости партнеров
Только через месяц с лишним в точку, где на дне Балтики лежат размётанные взрывами трубы «Северных потоков», было допущено специальное судно «Нефрит», зафрахтованное швейцарской компанией Nord Stream AG. Но поскольку на его мачте развевался российский флаг, любые действия команды в обязательном порядке должны были согласовываться с властями Швеции и Дании — такие в Евросоюзе правила. А вот на основании каких правил эти страны до последнего даже близко не подпускали наших «исследователей глубин» к месту теракта, можно только догадываться.
На настоятельные требования Москвы о законном праве российской стороны с первых дней участвовать в расследовании очевидной диверсии премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон до последнего момента отвечала решительным отказом, ссылаясь на тайну следствия — видимо, ничего более убедительного придумать в Стокгольме так и не смогли. И это наводит на мысль, что организаторы теракта намеренно провели его в европейских водах, чтобы специалисты «Газпрома» не могли попасть в район повреждения труб, что называется, по горячим следам, а когда попадут — чтобы было соответствующее сопровождение. Для контроля — уж очень деликатная вырисовывается ситуация…
В отчёте, который компания Nord Stream AG после первичного осмотра места взрыва выложила на своём сайте 2 ноября, отмечалось, что на дне Балтийского моря на расстоянии 248 метров друг от друга обнаружены две воронки глубиной 3 и 5 метров, которые имеют «техногенное происхождение». Фрагмент трубы между воронками полностью разрушен, радиус разлёта обломков трубы — не менее 250 метров. Для водной среды дистанция весьма внушительная.
При этом термин «техногенное» имеет достаточно широкое толкование, одно бесспорно: ни гигантские подводные монстры, ни инопланетяне здесь ни при чём — это, вне всякого сомнения, дело рук человеческих. Владимир Путин, как только ему доложили о взрывах в глубинах Балтики, сразу сказал: «Это очевидный теракт. И нам трудно это контролировать. Потому что это в особой экономической зоне Дании, Швеции и Германии».
Как в воду глядел, точнее — под воду. По поведению шведов и датчан нетрудно было догадаться, что они не пускают российскую сторону по прямому указанию тех, кому требовалось время, чтобы ликвидировать улики, проще говоря — замести следы. Либо пустить следствие по ложному пути. Даже удивительно, как это они не догадались, пользуясь случаем, подбросить в район взрывов будёновку с балалайкой или бутылку из-под «Кремлёвской» водки и «аргументированно» обвинить Россию, как уже бывало, в самоподрыве?
Похоже, в идеале именно такой сценарий и задумывался заказчиками теракта на газопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2», связывавших Россию с Европой через Балтийское море, минуя транзитные государства. В первую очередь Украину, которая пролегающую через её территорию газотранспортную систему давно использует не только как средство извлечения дохода, но и в качестве инструмента политического давления на Москву. Но с «доказательствами» как-то не срослось…
СПГ: свободный, но страшно дорогой
Новости партнеров
Зато цель диверсии тоже очевидная. Во первых, лишить Москву доходов от газовых поставок (хотя они уже и так заметно скукожились) и поддержать Украину, которая автоматически стала чуть ли не монопольным поставщиком газа в Европу вместе с Турцией. Во-вторых, после вывода из строя «Северных потоков» (до конца ещё не ясно, может ли функционировать вторая ветка «Северного потока-2») Европа уже основательно садится на американскую газовую иглу. Так что Вашингтон, можно сказать, добился своего — вытеснил Россию с европейского газового рынка.
Но поскольку всё пришлось делать в авральном порядке — в том числе и взрывать — сейчас порядка 70 американских танкеров с сжиженным природным газом дрейфуют у европейских берегов, поскольку в портах Испании, Италии и Франции не хватает установок для регазификации голубого топлива — преобразования СПГ из жидкого состояния в газообразное.
А ещё исполнительность и готовность беспрекословно и в кратчайший срок выполнять команды Вашингтона сильно подвела немецкого канцлера Олафа Шольца, который сразу же после теракта в Балтийском море с восторгом заявил, что Германия, дескать, «окончательно освободилась российского газа». Смущает только цена вопроса: во-первых, американский СПГ в четыре раза дороже, во-вторых — чтобы принимать насыщенный «молекулами свободы» американский газ в необходимых объёмах, придётся создавать отдельную инфраструктуру, которая также чего-то стоит.
Ничего, кроме сопромата и калькулятора
В московских политических кругах с самого начала не было сомнений, что взрывы на «Северных потоках» — диверсия. «Посудите сами, — сказал первый заместитель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Владимир Кожин, — практически в один момент происходят сразу три взрыва в разных местах. Причём не просто в разных, а разнесённых друг от друга на внушительное расстояние, что приводит к очень серьёзным разрушениям. Это однозначно не могло произойти случайно».
Но давайте дадим слово «технарям», а заодно попробуем влезть в шкуру диверсантов. Итак, на сайте Газпрома с точностью до изгибов обозначена схема укладки труб по дну Балтийского моря от Выборга и Усть-Луга до германского города Грайфсвальд, что в земле Мекленбург — Передняя Померания. Длина каждой трубы — 1224 километра, диаметр — 1220 миллиметров, давление прогоняемого газа на входе 220 бар, на выходе — до 106 бар. По мере снижения давления сужается и толщина стенок — от 41 миллиметра до 27. А как известно, в первую очередь рвётся там, где тонко. Именно в таком месте и была заложена взрывчатка.
Что свидетельствует: всё делалось с умом. Это во-первых. Во-вторых, кто изучал сопромат и не забыл, что такое модуль Юнга, знает, как рассчитать прочность конструкции на изгибе и силу напряжения, которую она способна выдержать в этом самом «перспективном» с точки зрения диверсантов месте.
А теперь вернёмся к схеме и посмотрим, где трубы газопровода были уложены в обход препятствий. Это — датский остров Борнхольм, контуры которого с юга опоясывают, изгибаясь, будто змеи, нитки обоих «Северных потоков». Вот на этих изгибах и были выбраны три точки подрыва. Была и четвёртая, но там взрывное устройство почему-то не сработало.
Новости партнеров
Не исключено, что именно эту улику и пытались «изъять из материалов следствия» шведские и датские «исследователи» — чтобы замести следы покушения. А заодно прихватить ещё и обломки, на которых могли сохраниться отметины, характерные для определённого типа взрывных устройств — например, от направленного кумулятивного заряда. Только такое взрывное устройство способно пробить отверстие в толстой стальной трубе, покрытой несколькими сантиметрами бетонной «рубашки».
Сколько же всего взрывчатки могло потребоваться для этого чёрного дела? Расчёты по просьбе редакции сделал бывший начальник инженерной службы ВДВ полковник запаса Александр Морев, за плечами которого боевой опыт Афганистана, Абхазии, Чечни и Югославии. Ответ был получен буквально через пять минут: «По самым приблизительным расчётам, чтобы подорвать армированную бетонной подушкой стальную трубу диаметром до полутора метров и толщиной стенки 30 миллиметров, надо иметь под рукой порядка трёхсот килограммов тротила, не меньше. Но это на суше. Если под водой, умножаем на два и получаем 600 килограммов».
Честно говоря, порядок цифр несколько озадачил. Чтобы доставить такое количество взрывчатки к месту операции, необходима специальная техника. Подводная лодка исключается, поскольку глубина моря в том месте, где произошла диверсия, около 50 метров, а это маловато. А вот для большинства натовских глубоководных аппаратов такая глубина считается рабочей. Поэтому не исключено, что взрывчатка была доставлена к месту назначения одним из необитаемых беспилотных дронов, каких у Североатлантического альянса достаточно.
Кстати, в 2015 году рядом с газопроводом «Северный поток-1» уже находили беспилотный подводный аппарат — натовский подводный уничтожитель мин SeaFox («Морская лиса») фирмы Atlas Elektronik. Тогда достали и обезвредили взрывное устройство шведские военные, а представитель НАТО объяснил, что подводный взрыватель «потерялся на учениях». Хотя учения проводились совершенно в другом месте — на значительном расстоянии от газопровода, а нашпигованный взрывчаткой SeaFox, дальность действия которого всего 500 метров, странным образом расположился аккурат под трубой…
Вообще-то, НАТО, как было замечено, действительно страдает каким-то нездоровым пристрастиям к учениям именно на Балтике. Вот и нынешним летом большой авианесущий десантный корабль класса Wasp в начале манёвров Hedgehog 22 («Ёж-2022» ) сначала зашёл в Таллин, а потом взял курс на Борнхольм, рядом с которым, как уже говорилось, и пролегают нити «Северных потоков». Что он там делал? Может, это USS Kearsarge LHD-3 доставил глубоководный аппарат для установки мин с дистанционными радиовзрывателями на трубы газопроводов?
Британский след
А теперь о британском следе. Как утверждает Daily Mail, между госсекретарём США Энтони Блинкеном и сейчас уже экс-премьером правительства Его Величества Карла III Лиз Трасс давно сложились весьма доверительные отношения, которые вылились в регулярный обмен эсэмэсками. И буквально сразу же после диверсии на «Северных потоках» Лиз написала Энтони: «It’s done!» — «Дело сделано!»
Первым «интимную переписку» Блинкена и Трасс обнародовал основатель файлообменников Megaupload и Mega Ким Дотком, написавший у себя в Twitter:
«Откуда русские знают, что Великобритания взорвала газопровод «Северный поток» в партнёрстве с США? Потому что @trussliz использовала свой iPhone, чтобы отправить сообщение @SecBlinken со словами «Дело сделано!» через минуту после взрыва трубопровода и до того, как кто-либо ещё узнал бы об этом? Административный доступ к iCloud рулит! — Ким Дотком (@KimDotcom) 30 октября 2022 г.
iCloud, кто не знает — онлайн-сервис для пользователей iPhone и Apple Mac, позволяющий сохранять сообщения, файлы, фотографии и контакты в Интернете и получать к ним доступ с авторизованных компьютеров и устройств. При этом Дотком как бы между строк отметил, что Китай, а также Россия, конечно же, тоже располагают «специальными киберподразделениями», которые способны получать доступ к закрытым базам данных, но и он не лыком шит… «Самое смешное, что правительственные чиновники с высшим уровнем допуска по безопасности по-прежнему предпочитают iPhone своим зашифрованным дерьмовым телефонам, выпущенным АНБ и GCHQ», — добавил Дотком в конце поста. Скорее всего, в первую очередь он имел в виду незадачливую Лиз Трасс…
Примечательно, что Ким Дотком, который сейчас скрывается в Новой Зеландии от вездесущих агентов ФБР, не представил никаких доказательств в поддержку своих утверждений. Но это за него по «простоте душевной» сделали другие. В частности, европейский офис телеканала CNN, который предположил, будто IPhone Лиз Трасс мог быть взломан, «когда она была ещё министром иностранных дел». Стало быть её переписка с Блинкеном всё-таки не фейк, не так ли, если вы де-факто признаёте, что смартфон Трасс — первоисточник?..
И тут же «второй фронт» открыла Mail on Sunday, которая заявила, будто за взломом смартфона Лиз Трасс стоят «агенты, подозреваемые в работе на Кремль». Прозрачный намёк на Кима Доткома.
Впрочем, как изворачиваться, британцев учить не надо, но, похоже, на этот раз, кроме заезженной «руки Москвы» и беглого хакера, ничего дельного они придумать не смогли. И никого, даже в англосаксонском мире, убедить тоже не сумели. Например, свой в доску американский политический комментатор Хэл Тёрнер, погрузившись в эту историю, заявил, что, благодаря именно Лиз Трасс, британцы теперь пойманы с поличным, что это на их совести диверсия на газопроводе «Северный поток-1,2», строительство которого обошлось России примерно в 15 миллиардов долларов и что это — «акт международного терроризма».
А поскольку и госсекретарь США Энтони Блинкен, получается, с самого начала был в курсе дела, то ответственность смело можно разделить между Соединённым Королевством и США в равных долях.
Теперь всё зависит от того, как пойдёт разбирательство. Если взрывы в Балтийском море будут признаны террористическим актом, российский оператор «Северных потоков» может рассчитывать на компенсацию примерно в 17 миллиардов долларов. А если будет доказано, что команду на диверсию отдала Лиз Трасс, то в учебники истории она войдёт как террорист №1. Тут такой случай, что даже бен Ладен отдыхает. Но именно так и приходит мирская слава.