Дроны-камикадзе «Герань-2» выявили опасную брешь не только в украинской ПВО, но и вообще в современном построении системы ПВО НАТО и США. Система создавалась, строилась и модернизировалась как защита от всё более совершенных и дорогих средств нападения – крылатых ракет, самолётов, тяжёлых и средних БПЛА. При борьбе с такими целями эффективность средств ПВО соотносится с ценой поражённых целей. Но применение предельно простых и дешёвых «Гераней» оказалось опасно «истощающим».
Дальнобойные и высокоточные «Герани» требуют расхода по ним зенитных ракет, превосходящих их по стоимости в десятки раз и на порядок более сложных в сборке, а значит, менее многочисленных. Не сбивать «Герани» система ПВО не может, её задачи – прикрывать военные объекты и объекты инфраструктуры. Но тратить сверхдорогие ракеты на примитивные и дешёвые «Герани» – это то же самое, что вместо железных гвоздей использовать золотые.
Новости партнеров
Притом у Украины нет собственного производства зенитных ракет и она критически зависит от их поставок из-за границы. Чтобы как-то закрыть эту брешь, ВВС Украины начали использовать для перехвата «Гераней» свои истребители.
Цена ракет «воздух – воздух» также на порядок выше цены БПЛА, но их запасы существенно превышают запас зенитных ракет, и к тому же они практически не используются.
Первый опыт оказался успешен, но ставка на истребители работала всего неделю, после чего российские ВКС просто развернули свои новейшие ЗРК ближе к границам и начали уничтожать украинские самолёты на максимальных дальностях своих новейших ракет. Напомню, на вооружении комплекса С-300В4 стоят ракеты 48Н6ДМ с боевым радиусом 250 км и 40Н6 с дальностью поражения до 400 км. Оба боеприпаса способны перехватывать и гиперзвуковые цели.
Именно этими ракетами были вчера на дистанции 217 километров (мировой рекорд современной ПВО!) сбиты украинские самолеты Су-24 и Су-27. Им не помогли полёты на предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности.
Всего же за неделю при попытках перехватывать российские «Герани» ВСУ потеряли пять боевых самолётов. При этом на «Герани», запущенные по целям в глубине Украины, никак не действуют ни станции РЭБ (украинские и натовские), ни «дронобойки». Дроны просто не обмениваются информацией со станциями управления, а действуют по заложенным в них навигационным программам, корректируясь с системой ГЛОНАСС.
Этот кризис ПВО сейчас не смогут компенсировать поставки норвежских и немецких ЗРК. По своим боевым возможностям они легко смогут перехватывать «Герани», но несколько батарей никак не прикроют сотни целей, а всего тысяча «Гераней» истощит запас ракет не только в ВСУ, но и во всей Европе.
При этом успех «Гераней» может быть резко усилен, к примеру, модернизацией «Герани» из обычного ударного дрона в БПЛА-камикадзе борьбы с РЛС, при котором стаи таких дронов можно будет просто запускать в режиме свободной охоты над территорией противника, где они смогут часами «ловить» включения артиллерийских РЛС контрбатарейной борьбы и РЛС ПВО противника, что станет настоящим кошмаром для ВСУ.
Новости партнеров
Эффективно бороться с «Геранями» могут только пушечные и зенитно-ракетные комплексы ближнего радиуса действия типа российского «Панциря» со специальной «дешёвой» антидроновой ракетой, которую наша промышленность начала разрабатывать по итогам сирийской кампании. Но ни у ВСУ, ни у США, ни у НАТО таких ЗРК сейчас нет, и когда они появятся – неясно. К тому же, начав их производство, американцы и европейцы едва ли завалят Украину такими комплексами. Они им нужны самим. А украинским братьям разве что несколько штук для испытаний в реальных боевых условиях.
Поэтому ВСУ приходится устраивать над своими городами пышные стрелковые представления, паля в воздух из всего, чего только можно, и даже из охотничьих ружей в надежде случайно зацепить ненавистные «адские мопеды», как прозвали на Украине «Герани». Системой «Железный кумпол» прозвали эту ПВО местные зубоскалы, намекая на каски на головах стрелков. Грохоту много, а эффективность близка к нулю, если не считать побитых окон, расстрелянных уличных фонарей и дырявых крыш.