Поиск статьи

ГлавноеАналитикаНа четырех опорах: ШОС будет строить устойчивый мир

На четырех опорах: ШОС будет строить устойчивый мир

Опубликовано

Завершившийся самаркандский саммит ШОС еще до его начала называли историческим. И хотя никаких громких заявлений на нем сделано не было, его значение действительно велико. Восток консолидируется, объединяет свои усилия. И в условиях, когда старый миропорядок, сформированный в эпоху западного доминирования и под западные же интересы, меняется все быстрее, это имеет огромное значение.

Китайский лидер говорил на саммите о «стремительной трансформации невиданных за столетие мировых перемен», а Владимир Путин о том, что «они носят необратимый характер» и поэтому «все более отчетливо проявляется возрастающая роль новых центров силы». ШОС и является таким центром силы — да, все еще формирующимся (несмотря на более чем четвертьвековую историю: ведь его предшественник — «Шанхайская пятерка» — была создана еще в 1996 году), но уже играющим ключевую роль в мировых делах. Из изначального российско-китайского пакта по стабильности в Центральной Азии он превращается в паназиатскую и евразийскую организацию, главной целью которой является самостоятельное развитие стран региона. Или, говоря проще, — лишение Запада возможности сеять рознь между азиатскими странами, для того чтобы, «разделяя и властвуя», править миром.

Новости партнеров

В Самарканде «семерка» ШОС практически стала «восьмеркой»: завершилось вступление Ирана, и на следующем саммите исламская республика уже будет участвовать в полном формате. Но это лишь начало расширения. Началась процедура вступления Белоруссии, настойчиво приглашают Монголию (самого «давнего» из кандидатов, то есть наблюдателей). Нет сомнений в том, что со временем полноценным членом ШОС станет и еще один наблюдатель — Афганистан: тут все зависит только от стабилизации внутренней ситуации в стране. Но скамейка наблюдателей в любом случае не опустеет — уже выстроилась целая очередь претендентов. Согласно процедуре, их сначала записывают в «партнеры по диалогу» — и тут уже счет идет на двухзначные цифры.

Если раньше среди партнеров была только одна крупная держава — Турция, то в прошлом году среди них появились такие тяжеловесы, как Саудовская Аравия и Египет. А в этом году добавились еще три страны Персидского залива: Эмираты, Кувейт и Бахрейн. Таким образом, практически все монархии Аравийского полуострова (за исключением Омана) начинают процедуру вступления в ШОС. И это не объяснить просто их обеспокоенностью принятием в организацию Ирана. И даже тем, что для них действительно важны отношения с Китаем и Россией. Нет, просто арабские страны хорошо чувствуют направление движения той самой трансформации, о которой говорилось на саммите в Самарканде. Восток консолидируется, а исламский мир является его важнейшей частью и хочет участвовать в процессах.

Более того, в составе ШОС потенциально образуется мощнейший исламский блок, пусть и состоящий в том числе из государств, имеющих напряженные отношения между собой (Иран и Саудовская Аравия). Первыми были четыре среднеазиатские страны, но пока ШОС был просто российско-китайским проектом, они выступали как представители региона, а не исламского мира. Но после вступления Пакистана (а теперь и Ирана) ситуация начинает меняться. А в случае присоединения стран залива, Египта и Турции мы получим совершенно новую конфигурацию. Да, исламские страны сильно отличаются между собой, в том числе и из-за региональной специфики. Но все они большую часть новейшей истории были объектом манипуляций для Запада: сначала он в основном играл на противоречиях между ними, удерживая их тем самым в своем поле, а в последние десятилетия все больше рассматривает их как потенциальный инструмент противодействия России и Китаю, то есть странам, бросающим вызов англосаксонскому проекту.

Если России, Китаю и Индии (еще одной великой азиатской державе) удастся в рамках ШОС выстроить новую систему отношений с исламским миром (по крайней мере, с его важнейшей частью), это станет переворотным моментом во всей мировой истории. Не просто ШОС, а вся новая архитектура миропорядка (и безопасности) Евразии — а значит, и мира — будет стоять уже не на трех, а на четырех опорах: Китай, Россия, Индия и исламский мир.

Мусульманский мир долгие столетия был объектом, а не субъектом мировой политики, но новая архитектура мировой безопасности, постзападный многополярный мир невозможны без его полноценного участия. И не в качестве объекта манипуляции со стороны новых сил — тех же России и Китая, — а в качестве самостоятельного ответственного игрока. Да, для этого исламским странам нужно сделать еще очень многое: научится разрешать споры между собой, выстроить координацию своих действий в формате таких организаций, как Исламская конференция и Лига арабских стран. Все это чрезвычайно сложно. Например, несмотря на многолетние призывы такого признанного авторитета в исламском мире, как бывший малазийский премьер Мохатхир Мохаммад, так и не продвинулся проект создания единой мусульманской валюты. Но, вопреки всем противоречиям в исламском мире, его подключение к строительству нового миропорядка через формат ШОС может благотворно сказаться и на консолидации самой исламской уммы.

Кроме исламского мира, к ШОС подтягивается и мир буддийский: Непал, Шри-Ланка и Камбоджа уже были партнерами по диалогу, теперь им станет и такая важнейшая страна Юго-Восточной Азии, как Мьянма. Другие страны Индокитая (то есть буддийско-мусульманского мира) пока не собираются в ШОС, но по мере разрастания влияния Шанхайской организации АСЕАН придется делать свой выбор: и такие страны, как Индонезия, Малайзия, Таиланд и Вьетнам, точно не захотят остаться в стороне от паназиатских процессов. Хотя, конечно, их будут все больше пугать попаданием в зависимость от Китая, но как раз расширение ШОС и демонстрирует, что это организация нацелена на поиски мер коллективной безопасности в Азии, на то, чтобы решать проблемы собственными силами, без участия «заморских варваров», то есть атлантических «друзей» — вчерашних колонизаторов.

У России в ШОС уникальное место и роль. Мы не просто один из двух ее главных учредителей. Как евразийская держава, мы придаем организации глобальный характер, выводя ее за рамки чисто азиатского проекта. Да, и в качестве просто азиатской организации ШОС играл бы огромную роль в установлении нового миропорядка. Но в качестве организации евразийской он становится самым главным, ключевым оппонентом Запада — силой, выступающей с альтернативой англосаксонскому проекту глобализации.

Новости партнеров

ria.ru



Как свалить красиво: две главные украинские задачи Трампа

По Украине я не считаю, что мы стоим на какой-то развилке, что есть несколько сценариев, вариативность путей. Сценарий по большому счёту один - Трамп...

Неизвестные подробности совместных военных операций ВСУ и западной коалиции

Две примечательные статьи об участии американских и британских генералов в планировании войсковых операций ВСУ опубликовали американская The New York Times и британская Times. Вывод...

Ночной удар по незалежной: «Искандеры» могли закатать в бетон F-16 на аэродроме в Мартыновке

В Вознесенске Николаевской области местное гестапо хватает всех подряд — ищет наводчика В ночь с 17 на 18 апреля 2025 года наши войска нанесли серию...

Читайте также

Отказ Чехии от «Дружбы» может ударить по всей российской нефти

Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских...

ФСБ: Украина вербует в Молдавии агентуру для заброски в Россию

Территория Молдавии с попустительства местных властей используется украинскими спецслужбами для вербовки агентуры и ее...

Юрий Баранчик. Откуда берётся такое количество предателей

Понятно, в либеральной России предательство защищалось либералами как право на выбор и способ сохранить...