Служба безопасности Украины (СБУ) с 2014 года массово вербовала украинских граждан, которые часто выезжали в Россию, вынуждая их передавать данные о российских военных в Крыму и других регионах, эта схема продолжает действовать и по сей день, к такому выводу, как рассказал РИА Новости сотрудник силовых структур, пришли российские силовики.
«Спецслужбы Украины усиливают давление на украинских граждан, пересекающих границу с подконтрольными России территориями, вовлекая их в преступную террористическую деятельность. Заставляли собирать данные о передвижении российских войск в Крыму, передавать координаты дислокации и численность российских подразделений, а также значимых объектов на Крымском полуострове», — сказал собеседник агентства.
Новости партнеров
Жертвами вербовки, по его словам, становились таксисты, перевозчики и люди, навещающие в России родственников, а также граждане, пересекающие границу. Он отметил, что СБУ и украинские пограничники начинают шантажировать людей под любым предлогом.
«Говорят так: «Если ты не помогаешь Украине, значит, закрываем въезд на пять лет». Или просто грозят сжечь машину. А у многих перевозчиков это единственный заработок, кто-то лишается возможности видеться с больными родственниками, кто-то теряет бизнес — и люди вынужденно дают подписку о сотрудничестве», — рассказал источник.
Собеседник агентства также предоставил личные и служебные документы действующих сотрудников СБУ и Госпогранслужбы Украины (ГПСУ), которые сбежали из Херсона после начала российской спецоперации и продолжают вербовать украинцев.
Так, задержанный весной российскими силовиками житель Херсонской области Сергей Дьячук, рассказал на допросе, видео которого попало в распоряжении РИА Новости, что его завербовали украинские пограничники на таможенном посту в Чонгаре в 2018 году. «Я занимался рыболовством, браконьерством, перевозил людей в Крым и сам ездил туда к родным. Сказали, чтобы я снимал и передавал, что движется по Крыму, что происходит на таможне, на Джанкойском КПП пограничной службы ФСБ, чтобы фотографировал и передавал», — сообщил он.
Как рассказал Дьячук, пограничники вымогали у него и его товарищей деньги. «Нам они не давали рыбачить, и чтобы рыбачить, мы платили им в месяц две тысячи гривен, и плюс они еще добывали от нас эту информацию. Пытался отказаться от сотрудничества, но они мне начали угрожать, что отправят моего сына в АТО или куда подальше, приходилось с ними сотрудничать», — заявил задержанный.
Особенно жестко угрожали тем, кто выезжал из Крыма в другие регионы России. «Таким сразу говорили: «Если ездил на материк через мост, аэропорт Симферополь или порт, то все – нарушил границу Украины, значит, посадим на семь лет». Если вдруг у тебя где-то найдут триколор, российский паспорт, если говоришь четко на русском или кто-то из родственников живет в России, в Крыму — сразу же следуют угрозы об уголовном преследовании», — пояснил сотрудник российских силовых структур.
Узнать о схеме работы вербовщиков, по его словам, помогли и сами жители Херсона и области, которые в последнее время стали чаще рассказывать о подрывной работе украинских силовиков, коррупционных схемах, «крышевании» приграничного бизнеса.
Новости партнеров
«С первых дней начала СВО украинские пограничники, как и прикомандированные к ним сотрудники СБУ, сбежали, побросав не только личные вещи, но и служебные удостоверения, паспорта, табельное оружие, базы данных, документы с пометками «секретно», в результате чего нам стали известны многие подробности их работы», — сказал собеседник агентства.
Среди оказавшихся у российских силовиков документов были паспорта и офицерские удостоверения сотрудников СБУ и ПГСУ, которых опознали те, кого они вербовали. Так, оперуполномоченный пограничного оперативно-розыскного отделения «Геническ» главного оперативно-розыскного отдела Херсонского погранотряда Южного регионального управления ГПС Украины Владислав Каразей из Хмельницкой области вербовал лиц, пересекающих границу, а при сдачи должности и переводе в другое место службы передавал свою агентуру другу – тоже оперуполномоченному того же отряда Алексею Пастернаку, уроженцу Запорожской области. Тот, по данным следствия, устанавливал с завербованными коррупционные отношения: брал «дань» с рыбаков, присваивал деньги, полагающиеся агентам за хорошую работу.
Еще одно удостоверение принадлежит оперуполномоченному отдела контрразведывательного обеспечения и защиты государственности в сфере экономической безопасности ГУ СБУ в Крыму Михаилу Жеребченко, уроженцу и жителю Херсонской области.
Все они продолжают работать по прежней схеме. «Установлено, что эти оперативные сотрудники СБУ и ГПСУ с началом проведения СВО экстренно покинули Херсонскую область, оставив секретные служебные документы и табельное оружие, и выехали на подконтрольные Киеву районы Украины, где продолжают вести оперативную работу», — резюмировал источник.
Представитель российских силовых структур призвал граждан, пострадавших от подобной вербовки, обратиться в ближайшие отделение полиции или администрации на подконтрольных России территориях и напомнил, что лица, совершившее преступления по статьям «Госизмена и конфиденциальное сотрудничество с иностранными спецслужбами и «Шпионаж» освобождается от уголовной ответственности при добровольном и своевременном сообщении органам власти, что способствует предотвращению дальнейшего ущерба российским интересам.