Потери западных компаний после ухода из России составили уже свыше 70 миллиардов долларов. Хотелось бы порадоваться за наших партнёров, да не получается. И не только потому, что в значительной степени эти средства будут вычтены из нашего ВВП, нет. Беда в том, что потери эти зачастую бумажные. Придуманные самим Западом, а не понесённые реально.
«Ещё минуточку и уйдём»
Новости партнеров
Вот две подряд новости за 24–25 августа:
- «ФРГ не планирует демонтировать «Северный поток – 2″, на чём настаивают поляки».
- «Японское правительство подтвердило намерение Mitsubishi и Mitsui сохранить доли в «Сахалине-2″».
Японцы вообще молодцы: долго-долго топтались в прихожей, а как только в России заговорили о национализации проекта, тут же переобулись. Обратно в домашние тапочки. И хотя японские журналисты предполагают, что русские могут и отказать – выгнать японцев из проекта «Сахалин-2» насовсем, – у нас, к сожалению, такая практика не принята, мы до сих пор играем с западными партнёрами (а Япония – неоколония США, расположенная как раз к западу от сюзерена) по правилам этих самых партнёров.
Или, например, прекрасная BP, в прошлом «Бритиш Петролеум». Она заявила о своём выходе из «Роснефти» ещё в конце февраля, но так ничего и не сделала для расставания с акциями, просто убрала русскую компанию из отчётности для западных контролирующих органов.
Приключения британцев в «Роснефти» – это вообще отдельный анекдот из мира животных, в котором присутствуют курица, гусь, козлы, бараны, улитка и даже многострадальный кот Шрёдингера, ибо акции «Роснефти» у BP по одним документам есть, а по другим нет. И в зависимости от момента на стол ложатся либо те, либо другие отчёты. Неудивительно – при инвестициях в 10 миллиардов евро за время сотрудничества они вывели из России 30 миллиардов. Уходить надо, но жуть как не хочется.
А что другие? Да то же самое.
- TotalEnergies полгода расстаётся с «Новатэком», и всё никак.
- Engie никак не выплывет из «Северного потока».
- ExxonMobil кушать не может как мечтает покинуть «Сахалин-1», но никаких шагов не предпринимает.
Посмотрев на мучения нерешительных партнёров, Владимир Путин сделал им царский подарок: запретил продавать доли в стратегически важных предприятиях без прямого разрешения президента. И если раньше эти компании в глазах руководства своих родных стран были штрейкбрехерами, не желавшими поддержать «всеобщую забастовку», то теперь они – страдальцы, «заложники Путина», активы которых томятся в русской темнице, и неплохо бы, кстати, это дело компенсировать из национальных бюджетов.
Кто здесь колония?
Новости партнеров
Есть на том же Западе такая модная новая игра – деколонизация. Подразумевается, что Россия – тюрьма народов, подчинившая себе целый ряд наций, которых необходимо освободить от русского владычества. По этой логике нам в своё время следовало поступить, как благородным британцам или испанцам, которые после завоеваний (что было, то было) не договаривались с народами, а уничтожали их полностью. Видимо, чтобы в XXI веке тоже не пришли какие-нибудь деколонизаторы.
Так вот, главный парадокс заключается в том, что деколонизация России действительно нужна. Но именно России, а не отдельно взятой Башкирии, Удмуртии или Еврейской автономной области.
К сожалению, довольно мало просмотров набрала блестящая статья д. э. н. Валентина Катасонова с красочным доказательством того, что за последние тридцать лет в России построен полноценный колониальный капитализм. Так вот, поведение наших партнёров прекрасно укладывается в эту схему.
В самом деле:
- охотнее всего они отказываются от производств,
- с бо́льшим скрипом уходят из торговли
- и совершенно не желают покидать сырьевую отрасль, кормовую базу всей западной экономики!
То есть приоритеты расставлены совершенно откровенно.
Что с того?
Иностранные инвестиции в месторождения и вообще добывающую промышленность – это, к сожалению, не только деньги, но ещё и технологии, и специалисты, и неформальные связи, много решающие на рынке. Всё это есть и у нас самих, но в недостаточном количестве.
И зарубежные, в том числе западные компании, которые продолжают активно участвовать, делиться своими возможностями, России, к сожалению, нужны.
Новости партнеров
Но если «инвестор» сидит как собака не сене, исключил наши акции из своих отчётов на родине и, выражая антирусскую позицию, при этом ждёт международной разрядки и новых дивидендов, – это иностранный агент в худшем смысле слова.
И здесь следует пойти на выучку к нашим изобретательным прибалтийским друзьям. Они придумали прекрасную игру «Скажи, с кем ты», и в зависимости от этого пропускают через границу туристов или разворачивают их. В России уже предложили задавать столь же интересные вопросы финнам, которые приезжают в Выборг заправить машины. Но можно пойти ещё дальше.
Организации, зарегистрированные в недружественных странах, для продолжения деятельности в России должны или прямо поддержать спецоперацию, или – не будем требовать слишком многого – открыто осудить антироссийские санкции. Сделал это – добро, сиди на своих акциях, жди у Чёрного моря мирной погоды. Не сделал – прости, твоя доля национализируется или пропорционально распределяется между остальными инвесторами.
Давайте поиграем. Будет весело.