ГлавноеПодробностиКак взламывают "неприступную крепость" под Донецком

Как взламывают «неприступную крепость» под Донецком

Опубликовано

Союзные войска продолжают теснить ВСУ под Донецком. Наступают в сторону Авдеевки, которую за восемь лет хорошо укрепили. Бойцам помогает артиллерия — гаубицы и зенитки.

Боги войны

Новости партнеров

Одна из главных особенностей боевых действий на Украине — широкое применение артиллерии. «Бог войны» не умолкает на всей линии соприкосновения на Донбассе. Дальнобойные орудия уничтожают склады, штабы, полевые укрепления, боевую технику, живую силу. С недавних пор ВСУ дистанционно минируют Донецк минами ПФМ-1, разбрасывая их над городом с помощью реактивных снарядов с кассетной боевой частью.

Расчет прост — деморализовать и запугать население, а также заставить союзные войска торопиться и совершать ошибки. Однако армии России и ДНР действуют иначе. Как только штурмовые части встречают сопротивление — тут же отходят, окапываются, после чего наносится массированный удар ствольной и реактивной артиллерией. Поддерживает и авиация. И лишь после этого вновь идут вперед. Это занимает время, но минимизирует потери.

Особую роль играют реактивные системы залпового огня. Это грозное оружие, бьющее по площадям, в руках умелого командира позволяет одним залпом уничтожить целое воинское подразделение. Однако РСЗО очень уязвимы для контрбатарейного обстрела — место залпа видно невооруженным взглядом за несколько километров. Поэтому донецкие берегут свои «Грады» и «Ураганы» как зеницу ока, тщательно их маскируют, постоянно меняют позиции.

«Взбодрить» пехоту

Наиболее ожесточенные артиллерийские дуэли — под Ясиноватой. Город — спутник Донецка — словно вымер: ни машин, ни людей. Это ближайший относительно крупный населенный пункт от Авдеевки. Поэтому сюда украинские артиллеристы «наваливают» с особенным ожесточением.

«Прилетает» практически ежедневно. Стекла выбиты, во многих зданиях уже несколько недель нет электричества и воды. Магазины не работают, асфальт изрыт воронками. Люди живут исключительно на гуманитарной помощи.

Севернее — позиции реактивной артиллерии 1-й бригады армии ДНР. По дороге водитель вдавливает педаль газа в пол: Авдеевка — за широким полем, есть риск попасть под огонь. Город отсюда уже можно различить — главным образом по черным столбам дыма, поднимающимся над застройкой. ВСУ оборудовали окопы прямо посреди жилых кварталов, укрываясь в подвалах домов.

Новости партнеров

«Мы изучали съемки с дронов и данные агентурной разведки, — рассказывает сопровождающий офицер армии ДНР. — Нахрапом Авдеевку не взять, украинские военные там буквально все закатали в бетон. Впрочем, наши артиллеристы уже научились класть снаряды очень точно. Прямое попадание в блиндаж — вполне посильная задача. А сегодня мы едем «взбодрить» их пехоту. Разведка доложила о крупном скоплении живой силы противника примерно в десяти километрах от передовой».

Незнакомый «голос»

Внедорожник сворачивает на окраину поля, заросшего травой по пояс. Автомобиль несколько минут движется, скребя днищем по многочисленным буграм и останавливается у ничем не примечательной лесопосадки. Выходим, оглядываемся: а где же артиллерия? Вокруг — ни души. Ни солдат, ни боевой техники. В этом и пытаются убедить разведку ВСУ.

Через пару минут нас окликают. Из «зеленки» выходят три бойца и быстро снимают маскировку со 122-миллиметровой РСЗО БМ-21 «Град». Четырнадцатитонная махина за маскировочной сетью и нарубленными ветками все это время пряталась в каких-то трех метрах от группы журналистов, совершенно невидимая. С дрона или через бинокль различить ее среди деревьев невозможно. В открытую боевую технику в Донбассе уже давно не размещают.

«Хотел бы я сказать, что артиллеристы из украинцев никудышные, но не могу, — признается командир установки с позывным Захар. — Отрабатывают по нам сразу же. Маскировка, оборудование окопов и блиндажей — важнейшее дело на фронте».

Ситуацию осложняет и то, что по позициям донецких постоянно бьют натовским 155-миллиметровым калибром. «Я привык, как звучат советские снаряды. А «голос» у западных боеприпасов непривычный, непонятно, что летит, — продолжает он. — Гаубицы М777 по поражающей мощи, разлету осколков и точности огня превосходят то, что есть у армии ДНР. Хорошо, что у них немного этих орудий. Пока справляемся».

Общее дело

Расчет занимает позиции внутри боевой машины. «Град», рыкнув мощным движком, выезжает из лесополосы метров на 30. И замирает, развернув пакет направляющих влево — на Авдеевку. Командир бегло диктует данные для стрельбы, наводчик вносит поправки, регулирует вертикальные и горизонтальные углы.

Новости партнеров

Звучит команда «Залп!» — и установка с грохотом отправляет на позиции ВСУ шестнадцать реактивных осколочно-фугасных снарядов. Спустя несколько секунд у командира хрипит рация: «Цель поражена». Не успевает осесть дым, как боевая машина срывается с места. Эта точка уже точно «срисована» украинскими радарами контрбатарейной борьбы.

«Мы сейчас били на дистанцию около десяти километров, это очень близко, — объясняет наводчик с позывным Лыга. — Нас засекли, поэтому нужно срочно отсюда уезжать. Как у нас говорят, постреляли — и в норку. «Ответка» приходит очень быстро — пять-десять минут максимум. Один раз они отработали точно по тому месту, откуда стреляла установка. Тогда удалось уйти буквально в последний момент».

По словам военных, работа артиллериста-реактивщика сродни игре в русскую рулетку. Повезет — не повезет, засекут — не засекут, накроют — не накроют. При этом излишняя спешка тоже строго противопоказана. «Град» — не самое точное оружие и может случайно задеть дружественные подразделения, поэтому прицел выверяют очень тщательно. По нормативу из РСЗО нельзя накрывать позиции противника, которые находятся ближе четырех километров от собственных войск.

«Артиллерия не выигрывает войны и не занимает города, — говорит офицер с позывным Оскар. — Это обязанность и привилегия пехоты. А мы работаем на нее, помогаем товарищам «огоньком». Именно от нас зависит, встретят ли штурмовые группы сосредоточенным огнем или же выбросят белый флаг. Армия — это сложный механизм, в котором все детали должны быть идеально подогнаны».

В последние дни залпы все громче — началась решающая битва за Донбасс. В ДНР очень ждут прорыва обороны вэсэушников. Ждут все последние восемь лет.

ria.ru





«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские Вооруженные силы нанесли ракетный удар по Украине. Целью атаки стал...

«Орешником» Путин снова ответил так, как не ждал никто

То, что на удары ATACMS и Storm Shadow Россия не может не отреагировать, было понятно любому, кто хоть немного знаком с принципами конфликтологии государственного...

Александр Носович: Против России воюет именно Восточная Украина

Южмаш как точка перехода глобального конфликта вокруг Украину в качественно новую фазу - это очень важно и показательно. Эта та точка опоры, оттолкнувшись от...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние...

Алексей Чадаев. Про бородатую женщину

Социальная энергия испокон веков есть главный двигатель больших политических процессов. Энергия борьбы угнетённых за...

Ростислав Ищенко. Перережет ли Россия интернет-кабель между Европой и США

- Готов ли Трамп реально отменить решение Байдена по дальнобойным ракетам? - Почему Россию устроил...