К настоящему моменту 12 из 27 государств Евросоюза полностью или частично не получают российский газ, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на пресс-конференции 24 июня по итогам саммита Евросоюза в Брюсселе.
Она также подчеркнула, что ЕС уже давно начал готовиться к подобной ситуации и рассчитывает на общеевропейские, а не национальные меры в том, чтобы справиться с сокращением импорта из России.
Новости партнеров
Проблемы с поставками газа – как часть охватившего всю Европу и США топливного кризиса, стали следствием антироссийских санкций, введенных Западом после начала спецоперации на Украине в феврале этого года. Начались проблемы еще прошлой осенью, когда цены на газ начали бить рекорды – это тоже стало следствием геополитической ситуации вокруг Украины, когда Вашингтон запугивал союзников перспективой неминуемой «российской агрессии».
Впрочем, конечно, дело не только в Украине: Европу охватил «идеальный шторм», спровоцированный годами копившимися факторами, среди которых – политика ЕС, направленная на отказ от долгосрочных контрактов, уход большого количества СПГ в стремительно восстанавливающиеся после пандемии экономики Азии, опустошение хранилищ после холодной зимы.
Уже осенью витало предчувствие бури и уже тогда можно было делать выводы и думать о том, как готовиться к ее последствиям. К примеру, все последние годы на вопрос, есть ли вариант, при котором проект «Северный поток – 2» будет-таки остановлен окончательно, было очевидно: только в случае войны. Что, собственно, и произошло. Европейцы после 24 февраля начали стремительно затягивать удавку на собственной шее, что и привело к нынешнему топливному кризису – абсолютно предсказуемому.
Мы привыкли к тому, что политика – это концентрированное выражение экономики, что экономические интересы определяют действия в политике, но из этого правила бывают исключения, примером которого являются антироссийские санкции, которые не просто убивают целые отрасли экономики, но ставят под угрозу национальную безопасность отдельных стран.
Особенно это ощутили в Венгрии, в правительстве которой отказ от российского газа назвали «выстрелом в легкие».
В итоге на полное самоубийство в ЕС все же не пошли. Нефтяное эмбарго после месяцев ожесточенных споров все же ввели, но частичное, выведя из-под него трубопроводную нефть. А вот отказаться от российского газа оказалось в разы сложнее и, как я уже говорил, для отдельных стран (типа ведущей экономики ЕС Германии) стало просто угрозой для существования.
На смешные и глупые попытки Европы прострелить себе ногу, но так, чтобы не задеть кость и чтобы не очень больно было, Москва ответила весьма неожиданно – заявила о переводе оплаты за газ на рубли. В реальности предложенная схема, конечно, не привела к тому, что европейские компании бросились скупать российскую валюту – они по-прежнему оплачивали счета в евро, но через российский банк. Это был не троллинг, как многие могли бы подумать, а естественная защитная мера: счета в западных банках не были надежными, и Россия рисковала лишиться валюты за уже поставленный газ, т. е. быть попросту ограбленной. Европейцы при этом почему-то грабежом это не считали, зато очень возмутились перспективам платить в рублях.
Новости партнеров
Правда, когда выяснилось, что обходить санкции, покупая рубли у Центробанка РФ, все же не придется, подавляющее большинство европейских компаний все же согласились на российские предложения. Однако некоторые страны решили встать в позу: нет, не будем участвовать в «путинских схемах»!
Давайте сразу оговоримся – речь не о странах, а о компаниях, которые эти (и другие) страны монопольно обеспечивают голубым топливом, однако их решения, несомненно, продиктованы правительствами.
Итак, на сегодняшний день в числе отказников: польской концерн PGNiG, болгарской «Булгаргаз», финская Gasum, нидерландская GasTerra, датская Orsted Salg & Service и британо-голландская Shell Energy Europe. То есть от российского газа отказались Болгария, Дания, Нидерланды, Польша и Финляндия. Что касается Shell Energy Europe, то она частично обеспечивала российским газом Германию, но ее доля была слишком мала (лишь 1,2 млрд кубометров газа из более чем 40 млрд кубов в год). Так что ее выпадение едва ли что-либо изменило.
Если оценивать потери для России, то их также нельзя назвать значительными. По подсчетам экспертов, речь идет о 12% (19,1 млрд кубометров в год из 155) общего объема, поставляемого в страны ЕС.
При этом стоит отметить, что многие из этих стран продолжают получать российский газ реверсом из той же Германии. Наконец, говоря об отказе от российского газа, европейцы почему-то забывают упомянуть российский СПГ, а ведь Россия и тут является одним из мировых лидеров, причем часть СПГ, который в Европу поставляют США, куплен как раз у России. Очевидно, реверсный трубопроводный и перепроданный СПГ европейцы российским уже не считают, значит, его покупать можно.
Хотя, повторюсь, можно покупать любой – эмбарго не введено, а значит, отказ – это чисто политическая демонстрация собственной русофобии и глупости. Большинство европейцев спокойно получают голубое топливо из России и не «выделываются».
Однако не все так гладко. Желающие предельно уменьшить поток российского газа в Европу нашли-таки способ сделать это.
В середине июня Канада задержала турбину Siemens для «Северного потока», которая была отправлена туда на ремонт. Основание – антироссийские санкции. В Siemens Energy сообщили, что на данный момент отремонтированные газовые турбины невозможно доставить клиентам и что правительства Канады и Германии проинформированы о случившемся, в настоящее время идет поиск «жизнеспособного решения».
Новости партнеров
«Газовые турбины приводят в движение компрессоры, которые необходимы для повышения давления газа в трубопроводе. Речь идет о так называемых конвертированных авиационных газовых турбинах, которые собираются в Канаде и уже более десяти лет находятся в эксплуатации», – заявили в компании.
Конечно, это не остановило «Северный поток», но существенно снизило перекачку по нему – не более 67 млн кубометров газа в сутки при плановых 167 млн. Это порядка 40% газа от максимальной мощности трубопровода.
Интересно, что обвинили в этом не Канаду, а… Россию.
В Германии выразили опасения, что Россия якобы может воспользоваться ежегодным техническим обслуживанием «Северного потока», чтобы полностью перекрыть поставки газа в страну, пишет Financial Times. Это подорвет усилия Берлина в рамках заполнения хранилищ перед зимним отопительным сезоном, что повысит риск энергетического кризиса в ФРГ. «Ситуация с поставками [газа] достаточно напряженная даже без прекращения поставок по «Северному потоку»», – заявил один из источников издания.
Дальше начинаются совсем уж страшилки. Как заявил руководитель Федерального сетевого агентства (BNetzA) Клаус Мюллер, Германия способна продержаться без российского газа меньше трех месяцев зимы. Кроме того, он не исключил прекращения поставок газа из России по «Северному потоку».
Кто виноват? По логике атлантистов, Россия, конечно! И от ситуации с «Северным потоком» страдает не одна Германия. Это еще и Франция, Австрия, Италия, Чехия, Швеция. В список пострадавших можно добавить Венгрию, которая в данный момент не получает газ из-за профилактических работ на «Турецком потоке». Итак, пятеро отказников, шестеро пострадавших из-за Канады и Венгрия. Итого 12 стран. Видимо, их и имеет в виду Урсула фон дер Ляйен.
В настоящий момент действуют два маршрута поставок российского газа в Европу: 42 млн кубометров в сутки идут через Украину и 67 млн – через «Северный поток». Жить можно, но только летом. А ведь сани готовят именно летом – скоро нужно будет заполнять ПХГ на зиму. И чем их заполнять?
При этом стоит напомнить, что рядом лежит готовый к запуску «Северный поток — 2». Интересно, насколько должна упасть прокачка по «СП-1», чтобы европейцы схватились за головы и реанимировали проект «СП-2»?
В реальности же мы видим реакцию прямо противоположную. На днях стало известно, что Министерство финансов Германии собралось национализировать проложенную по территории страны часть газопровода «Северный поток — 2». Как пишет Spiegel, трубы пригодятся для прокачки газа из плавучих терминалов для регазификации сжиженного природного газа. Как комментировать все это? Они сошли с ума, если реально сделают это.
Как отмечает немецкое издание, минусом станет реакция России, это действие разозлит президента Владимира Путина. Немцы опасаются, что в ответ Россия может и вовсе прекратить подачу газа.
Еще в марте министр экономики Германии Роберт Хабек допускал, что страна станет независимой от газа из России к лету 2024 года. Сказать, что это чересчур оптимистично – все равно что не сказать ничего. Специалисты оценивают сроки отказа Германии от российского газа в минимум пять-семь лет. Повторю, это при условии появления альтернативы и частичного возвращения к атомной и угольной генерации, что не очень сочетается с нынешним зеленым курсом, тем более что зеленые входят в правящую коалицию ФРГ.
А тут еще на днях Катар нанес предательский удар в спину: потребовал от европейцев долгосрочных контрактов на СПГ. А ведь это то, от чего в отношениях с Россией Европа много лет пытается уйти. Теперь будет то же самое, только дороже. И минус зеленая энергетика. Кому вы хуже хотели сделать, господа?
Говорят, что грешно смеяться над больными людьми. Но очень хочется…