На четвертый месяц специальной военной операции на Украине окончательно стало ясно, что существующая схема снабжения вооруженных формирований Украины оружием, боеприпасами и амуницией не может концептуально переломить ход боевых действий.
Соответственно, уже в самое ближайшее время система поставок Киеву оружия из стран НАТО должна будет измениться. В противном случае, коллективный Запад рискует не добиться ничего, кроме многочисленных и разнообразных негативных для себя последствий.
Новости партнеров
Безусловно, сверхнасыщенность отрядов ВФУ различными системами ПЗРК и ПТРК требует от союзных сил соответствующей тактики, но как показал случай Мариуполя и «Азовстали», даже при идеальных для обороняющихся украинских наци условиях вопрос их разгрома и сдачи в плен – просто вопрос времени. Причем не очень большого.
К настоящему моменту, ситуацию с западными поставками описали многие эксперты, в том числе на самом Западе. Тяжелое вооружение, реально поставленное на Украину, малочисленно, а его эксплуатация требует нужных боевых и ремонтных навыков.
ВФУ теряет это оружие быстрее, чем поставки создают теоретическую возможность собрать гаубицы или другие виды вооружений в нужной концентрации для получения преимущества над союзными силами. При этом складские запасы не безграничны, и количество оружия, которое требует украинская сторона, западные кураторы Киева поставить просто не в состоянии. При этом качество оружия, включая американские гаубицы, оставляет желать лучшего.
В понедельник, 13 июня, советник главы администрации президента Украины Владимира Зеленского Михаил Подоляк озвучил украинские требования к западным кураторам — 500 танков, 2000 единиц бронетехники, 300 РСЗО, 1000 гаубиц и 1000 беспилотников. Такое количество, по его мнению, может изменить баланс в пользу Киева.
Реализовать желания Украины физически невозможно – достаточно оценить ситуацию с РСЗО. Ровно два года назад, в июне 2020 года, армия США громко радовалась произведенному 500-му «хаймарсу», которые затем были распределены между США, Румынией, Сингапуром, ОАЭ и Иорданией. Наличное количество HIMARS у США составляет до 400 единиц, к которым можно добавить ещё до 250 РСЗО другого типа — M270. То есть, у Зеленского просят передать до половины арсенала США.
Можно вспомнить, что ещё большие амбиции имеет Польша – там запросили 500 установок РСЗО. Если для удовлетворения желаний Украины потребуется половина наличного американского арсенала РСЗО, то для Польши придется отдать почти все, что есть. Аналогичная ситуация с артиллерией.
Теоретически, Украине даже может быть передано запрошенное количество танков и бронемашин. Конкретные модификации Киев не указал, а значит на Украину может быть отправлено в буквальном смысле что угодно – в принципе, это в данный момент и происходит.
Новости партнеров
1000 беспилотников, без указания модификаций – тоже посильная задача. Тысяча каких-нибудь Switchblade вполне может быть поставлена, хотя есть сомнения в стратегическом значении этой поставки.
В общем виде, проблемы с реализацией украинских мечтаний о сотнях и тысячах вооружений можно распределить на несколько категорий.
Наличие. Далеко не всё, что хочет Киев, есть у его кураторов в необходимом количестве, с которым можно было бы расстаться без вреда для собственной безопасности. В лучшем случае можно говорить лишь о частичном покрытии запроса – однако, одни танки без авиации и других средств на поле боя долго не протянут, а значит эффект от поставки будет весьма умеренным.
Физическая доступность. Постоянные ракетные удары и работа ВКС РФ по железнодорожным путям, станциям, местам сосредоточения техники создает проблемы в доставке того оружия, которое нашлось для Украины, на передовую.
Инфраструктура. Для любой военной техники нужно топливо, боеприпасы, ремонтное обслуживание. С каждым из этих пунктов есть проблемы, а качественное ремонтное обслуживание вообще нельзя наладить без многомесячного обучения украинских специалистов в Польше или заброски «экспедиционного корпуса» ремонтников НАТО непосредственно к переднему краю.
Уже широко известны факты того, что пресловутые Javelin поступают без дополнительных аккумуляторов, а многие ПТРК попросту просрочены, что приводит к осечкам и некорректной работе метательного заряда.
Кадровый вопрос. Пожалуй, это главная проблема ВФУ и поставок оружия в их интересах. Огромное число трофеев, которые достаются союзным силам, говорит не только о низком моральном духе украинских военных. В первую очередь, это аргумент в пользу того, что сложную в использовании и тем более обслуживании украинские военные не могут осваивать с нужной скоростью, о чем сообщают в том числе западные издания.
Курсы по использованию Javelin (используем его сугубо в качестве примера) прошли далеко не все: стоимость комплекта из командно-пускового блока и ракеты в ТПК превышает 350 000 долларов. Значительная часть военных, получивших боевой опыт за 8 лет войны с Донбассом, уже выбита, и в качестве пополнения киевский режим вынужден использовать всех мужчин, вне зависимости от их реальных боевых качеств.
Новости партнеров
Даже из открытых источников можно составить картину крайне плохих мобилизационных перспектив Украины. Потенциальных призывников ловят в магазинах и кинотеатрах, а судя по утечкам, в Киеве прорабатывают вопрос с Варшавой о принудительном возвращении на родину мужчин, способных держать оружие.
16 июня были, в частности, обнародованы документы с указанием украинским школам и другим учебным учреждениям провести «ревизию» учащихся на предмет оценки количества будущих призывников.
Нельзя забывать о том, что значительная часть поставленного на Украину оружия уже «всплывает» на черном рынке, где можно купить не только снайперскую винтовку, но и противотанковое оружие или ударный дрон. Американский противотанковый ракетный комплекс Javelin можно купить за $30 000, противотанковые NLAW идут за $15 000, а дрон Switchblade 600 Kamikaze можно купить по $7 000 за штуку.
Время. Оно тоже играет против Украины и Запада. Кризисные явления на Украине, в Европе, в США, да и по всему «коллективному Западу» нарастают. Население стран, выступающих главными детонаторами украинской активности, всё больше устает от поддержки Украины.
По актуальным данным, антирейтинг Джо Байдена ниже, чем рейтинг только в двух американских штатах, а есть места (Вайоминг и Северная Дакота), где действующему президенту доверяют всего 18% населения. Одобрение работы Байдена в целом по стране снизилось до 33%, по сравнению с 34% в прошлом месяце.
Наиболее пессимистичные оценки украинских потерь к настоящему моменту составляют до 1000 человек в сутки, из которых половина – безвозвратные. Взяв условную численность ВФУ в 300 000 человек, с учетом того, что непосредственно в боевых действиях участвует в лучшем случае половина, то до Нового Года ВФУ будут полностью уничтожены, как организованная сила.
Всё вышеперечисленное приводит к очевидным выводам.
Существующая динамика и структура военных поставок Украине не могут обеспечить ВФУ победу, в первую очередь за счет истощения кадрового состава и невыгодной для ВФУ логистики оружия, боеприпасов и, в особенности, ремонтных мощностей. Россия парадоксальным образом войну на истощение выигрывает, а значит «война ради войны» теряет привлекательность.
У Запада остается два возможных решения. Первое – значительно усилить количество, структуру и мощность того, что прибывает на Украину. На практике это означает более летальные, высокоточные, дальнобойные системы вооружений, в первую очередь из области ПВО. А также предоставление ВФУ ещё бОльшего картбланша в части террористических ударов по мирному населению. Другими словами, Западу нужно ввязаться в украинский конфликт практически всем арсеналом, который у него есть.
Второй вариант для Украины весьма неприятный – Запад может вовсе ограничить военные поставки на Украину оружия по причине отсутствия перспектив победы над Россией таким путем. После чего, а, скорее, параллельно с прекращением поставок, должна возникнуть стадия политического торга с Россией, задачей которого будет стабилизация миропорядка в форме, позволяющей Западу сохранить лицо и мировые позиции хотя бы в текущем положении.
Безусловно, некая инерция военных поставок Украине в прежнем виде будет сохраняться. Однако, изменение статус-кво, кажется неизбежным. И это изменение может обозначиться уже в ближайшие недели.