НАТО поставляет системы вооружения ВСУ, но к каким результатам все это приводит? Поводом для этого рассуждения стала заметка издания The Economist, где западные партнеры Украины пожаловались на то, что украинские расчеты западных систем вооружений нормально не обслуживаются, именно по этой причине большое их количество буквально в первые же недели отправляется обратно в Польшу на ремонт. А уже украинские источники сообщают, что, по их оценкам, примерно 5-10% всех тяжелых систем вооружений, которые поставлялись на территорию Украины из стран-членов НАТО, не доезжали до фронта, потому что российская авиация их уничтожала. Еще примерно треть систем вооружений выходила из строя в первую же неделю боев и действительно отправлялась обратно в Польшу потому, что ремонтировать их на территории Украины нельзя.
Остальные системы вооружений тоже достаточно быстро выбиваются российскими артиллерией и авиацией и до конца месяца доживают, как в свое время сказал в своем бессмертном афоризме Виталий Кличко, не только лишь все.
Новости партнеров
Два этих сообщения говорят о реальном положении дел. На самом деле, еще два месяца назад, когда только пошли разговоры о поставках тяжелых вооружений стран-членов НАТО на Украину, я подчеркивал, что главной проблемой для эксплуатации этих систем в ВСУ будет ремонтная база. Любая техника в боевых условиях постоянно ломается, ее нужно постоянно ремонтировать, и если этого не происходит, она очень быстро превращается в очень дорогой металлолом.
При этом надо понимать, что то, что говорилось по поводу других двух третей вооружений, которые не отправляются в Польшу, а просто выбиваются российскими войсками — это в том числе те системы, которые тоже были поломаны, но вывезти их с поля боя просто не сумели. А в нормальных полевых условиях отремонтировать их тоже не было возможности. Именно эта причина множит на ноль те усилия, которые прикладывают страны НАТО в своей помощи Украине.
И не исключено, что в том числе по этой же причине они так не спешат поставлять в больших количествах системы вооружения. В военном отношении это, конечно, даст какой-то краткосрочный эффект, но сейчас уже очевидно, что многие эти вооружения будут уничтожены, брошены, взяты в качестве трофеев — и это очень негативно скажется на производителях НАТОвских систем вооружений. Потому что худшей рекламы трудно себе представить.
Все это является комплексной проблемой для Запада. Причем, я знаю, как работают подготовительные центры расчетов, например, тех же М777, которые поставляются на Украину: готовят один расчет, а зачастую бывает так, что батарея попадает под обстрел, расчет может быть ранен, может погибнуть, а пушка останется целой. Кто будет ее эксплуатировать? Те люди, которые никогда на ней не работали? Тогда они же очень быстро и приведут ее в негодность. А дальше — либо отправляют ее в Польшу, либо она остается на линии фронта и ждет, пока российские войска не возьмут эту территорию и не заберут ее в качестве трофея.
Все вместе это звенья одной цепи, показывающей, насколько большой является проблема снабжения украинских вооруженных сил тяжелой техникой. Именно поэтому так отчаянно ВСУ ищут по «всем европам» оставшиеся советские образцы, потому что рембаза под советские образцы после распада Советского Союза худо-бедно сохранилась, и она пока еще поддержит в каком-то состоянии вооруженные силы. Хотя в техническом плане они сегодня оснащены в разы хуже, чем это было три месяца назад. А вот западные образцы вооружений так обслуживаться на территории Украины не могут. Именно по этой причине, несмотря на то, что Запад отчаянно пытается помогать Украине решить эту проблему, пока у него это не получается. И так ежедневно техническая оснащенность ВСУ падает, падает и падает. Если российские войска не дадут им передышки, и битва на Донбассе будет идти с той же интенсивностью, то эта тенденция будет усиливаться.