ГлавноеАналитикаНовая философия ядерного сдерживания

Новая философия ядерного сдерживания

Опубликовано

Временная гонка заявления впечатляет, но не более. Почему полчаса? Видимо, не с потолка взято, возможно, исходя из данных о подлетном времени, но, по сути, смысл заявления – поразить воображение, потому что, все-таки ядерное оружие – это не фактор войны, оно лишь формулируют стратегию. Ни одно из государств не заявляет, что готово развязать ядерную войну и поставить мир на край катастрофы, все сходятся на том, что это избыточное оружие и скорее является психологическим фактором для того самого сдерживания или выстраивания обводного финта.

Ядерное оружие есть, но применение недопустимо, что делает его виртуальной сущностью, которую, при желании можно легко поставить за скобки в мировой политике. И это уже давно делается.

Новости партнеров

Нынешнее восприятие возможности применения ядерного оружия исходит из известной фразы Владимир Путина про рай, и что нам не нужен мир без России. Вызвана она была внешними активными поисками возможности и порога допущения применения ядерного оружия. Например, если зонтик ПРО прикроет хорошие страны, что позволит безнаказанно ударить по плохим. Опять же подвергалась сомнению прежняя аксиома, что при ядерном обмене наступит уничтожение всего человечества. Если на пике противостояния СССР – США ядерный потенциал сверхдержав измерялся их возможностью уничтожить все живое на Земле, причем, не однократно, а несколько раз, десять, двадцать… То в современных реалиях этот аргумент уже не возникает, вместо него появилось понятие «неприемлемый ущерб», что снижает риск допущения использования ядерных боезапасов.

Но даже это не главное. Надо понимать, что сам вопрос применения ядерного оружия является экзистенциальной проблемой, разрешение которой влияет на развитие не только отдельных стран, но и человеческой цивилизации.

Эта проблема была краеугольной во времена противостояния СССР — США, когда наша страна попала в своеобразную ловушку, из которого вырисовывалась вилка выхода: либо конец цивилизации, либо принесения себя в жертву.

Ошибка СССР, которая и направила в эту ловушку, заключалась в декларировании, что страна не применит первой ядерного оружия, плюс в этому лозунги «миру – мир» и -травма 41-года. Соответственно, Союз ставил себя исключительно в положение жертвы агрессии, что является крайне проигрышной позицией, а в ядерных реалиях и вовсе не допускает возможности выйти из ситуации проигрыша. Речь опять же об экзистенциальной плоскости разрешения ядерного вызова: жертва агрессии может доблестно погибнуть, но отвечая, она подвергает опасности все человечество…

Выход из этой западни, как тогда казалось, обозначил Михаил Горбачев своим новым мышлением, когда внешне делался акцент на том, что в ядерных реалиях ставка на военные методы в политике недопустима. На самом деле, приносился в жертву Советский Союз, который сначала на Западе был объявлен «империей зла», а после и самой стране был внушен этот постулат. То есть предлагалось отвергнуть свою прежнюю греховную сущность и постараться уподобиться цивилизованному и демократическому миру. Советский Союз ушел с мировой арены без ядерного конфликта, по сути, приняв на себя все грехи мира.

Собственно, последствия того решения действовали до последнего времени, когда «темная» сущность СССР преобразилась в демократического неофита Россию, которая делала все, чтобы стать неотличимой от «лучшего» мира, быть для него своей. С этой точки зрения мы до сих пор во многом воспринимаем свое прошлое и подспудно переживаем происходящее за нашу собственную вину, за то, что не было должного прилежания в ученичестве, и порочная внутренняя суть взяла свое.

Но дело в том, что Россия на Западе всегда воспринималось за иное. Причем, иное внешне очень похожее, а зачастую и неотличимое, но если Запад – территория добра, то это иное – средоточие зла, которое должно быть повержено. Другого варианта не может быть, не может же быть потворства злу…

Новости партнеров

Отсюда и возникло то знаменитое путинское высказывание о том, что одни «сдохнут», а мы попадем в рай. Это было постулирование решимости, того, что сейчас Россия не собирается самоустраняться и уходить с мировой арены по сценарию, который был реализован в советскую перестройку. Это явилось субстанциональным вызовом для западной цивилизации, которая не может допустить существование иного, он всегда будет трактоваться в качества зла.

Остается фактор ядерного оружия. Если во времена позднего СССР он привел к самоуничтожению противника, что стало поводом до поздравлений и награждения за победу в холодной войны, а также установления однополярного мирового порядка. То сейчас, когда Россия обозначила свою решимость, выход один: этот фактор должен быть обойдет и сведен до виртуального.

И в этом плане была сделана ставка на разбалансировку и погружение в хаос всего постсоветского пространства, которая в настоящий момент свелась в ловушку Украины.

Понятно, что все постсоветское время Украина форматировалась в качестве потенциальной западни для России. Она с первых дней своей самостоятельности обозначила себя антироссией, и эта ситуация годами только усугублялась. После 2014 года, когда в России ожидали, что украинская государственность сама собой прекратит существование из-за внутренних проблем, ее ударными темпами обустраивали под формат капкана, а дальше тарана для России.

Уже сейчас видно, что это плацдарм, создающий массу допущений, которые обходят возможность прямого столкновения Россия – НАТО с выходом на ядерный конфликт. В первую очередь, в силу того, что России навязан формат противостояния очень близкий к гражданской войне.

Дальше по принципу «капля камень» точит. Постепенно противник России на нынешнем театре военных действий подменяется. Поставляется в огромных объемах вооружение, которое из советского все больше трансформируются в натовское. Такая же ситуация с наемничеством: от солдат-удачи до инструкторов и кадровых военных в отставке и отпускников. Уже сейчас, несмотря на предупреждение российского президента, возникает фактор третьей силы. Если, к примеру, Польша не под эгидой НАТО, а по просьбе Зеленского зайдет, что сделает Россия? Вот и возникает вопрос не глобальной решимости, а решимостей в каждой конкретной ситуации, причем, зачастую подменяемые возможностью торга. Поэтому и эффективная система сдерживания должна быть в каждой конкретной ситуации, какой смысл сдерживания на краю возможной гибели?..

Уже сейчас коллективный Запад заявляет, что не допустит победы России на Украине. Дело усугубляется тем, что никто не представляет себе, что такое в данном случае будет победа России. При этом вариантов для проигрыша масса, вплоть до остановки спецоперации на любом этапе. Судя по развитию событий, речь уже не идет о капитуляции киевского режима, остается мера земли в качестве временной победы? Эта мера равносильна отложенному решению проблемы и ее усугублению. Имея дело с нерешенными проблемами 2014 года, мы сейчас отлично понимаем, что впереди у нас может быть серия русско-украинских войн. Причем, в украинским «клубе» могут быть какие угодно легионеры, действующие по своим правилам, вплоть до того, что именование «украинское» может быть чисто формальным в качестве консенсуса для обхода открытого ядерного противостояния. При этом оно вполне может быть и локальным: кто поручится, что киевский режим в ближайшее время не обзаведется по ленд-лизу бомбой?

Новости партнеров

На самом деле, эта ловушка во многом подобна той, в которой Советский Союз оказался в восьмидесятые годы прошлого века. России также предлагается новое мышление и капитуляция. Для этого необходимо признать себя в качестве мирового зла, причем, в данном случае этот образ должен заменить нацистскую Германию, ведь Европа очень истомилась от этой исторической вины. Да, и пропагандистские ресурсы «империи лжи» легко это сделают.

Какой выход для России? Бросать все свои силы на Украину? Но уже сейчас понятно, что там реальность только территория, все остальное легко можно подменить, вплоть, до того, что Россия на этом театре будет воевать со всем блоком НАТО, но формально так это противостояние не будет называться.

Стараться откладывать «на потом»? Но тогда новые битвы будут неминуемы, а наша страна будет еще в более худшем положении…

Пока понятно только одно, что нынешняя западня для России является средством обойти фактор русского ядерного оружия и те самые полчаса Рогозина. Это оружие вроде бы и есть, но какой повод его применять? Остаются только угрозы или элемент безумия? Схожим образом Советский Союз, загнанный в ловушку, на пике своей военной мощи прекратил существование. В нынешней партии такая же судьба уготована России, где полчаса Рогозина воспринимаются лишь громкой риторикой, которая мгновенно растворилась в новостном потоке.

«НАТО ведет против нас войну. Она ее не объявляла, но это ничего не меняет» — заявил то же Дмитрий Рогозин. Конечно же, меняет: Запад полностью себя обезопасил и подстраховал Украиной, из которой делает театр военных действий и боевой беспилотник. Россия знает, что НАТО ведет против нее войну, а не только душит экономику и ворует деньги, и как быть дальше с этим знанием?

Как в ситуации такой «войны» быть России, которая на карту поставила, если не все, то очень многое и при этом понимает, что до реального противника не дотянуться, и он останется невредимым. Что в этой ситуации означает оружие ядерного сдерживания? Лишь повод для пафосной риторики? Средство обезопасить себя от прямой агрессии? Но, как видим, в нынешних реалиях такое прямое столкновение вовсе и не обязательно, остается лишь спор о терминах и понятиях, когда НАТО вполне можно заменить Украиной…

Опять же ракета «Сармат», безусловно, необходима, но нужны и иные решения. Не случайно «Воеводу», а сейчас «Сармат» именуют на Западе «Сатаной», подчеркивая тем самым, что воспринимают нас исключительно за мировое зло. Посыл очевиден и с этим необходимо считаться, а не витать в облаках.

Мы имеем серьезный ядерный потенциал, сверхзвуковые средства доставки, но он, как показали нынешние реалии, может быть вполне обнулен даже не зонтиком ПРО, а выдвижением за скобки, когда остается лишь бряцать заявлениями и не более. Россия имеет мощный козырь, который остается на уровне обременения и никак не используется (речь не о реальном, а политическом применении). Уже сейчас понятно, что та же российская декларированная решимость может быть разбита ситуацией, когда требуются не глобальные, а локальные решимости. Ситуация требует не стандартных поступков, потому что все стандартные запрограмированны в структуру нынешней ловушки для нашей страны. Необходима новая философия ядерного сдерживания, все прежнее категорически устарело. И те рогозинские полчаса – просто фигура речи или битая карта, а нужны реальные козыри. И чего стесняться, необходимо диктовать свою волю, иначе только и остается реагировать на чужую каждый раз в ущерб себе.

vnnews.ru





«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские Вооруженные силы нанесли ракетный удар по Украине. Целью атаки стал...

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против...

«Орешником» Путин снова ответил так, как не ждал никто

То, что на удары ATACMS и Storm Shadow Россия не может не отреагировать, было понятно любому, кто хоть немного знаком с принципами конфликтологии государственного...

Читайте также

Александр Дугин: Либо мы победим, либо человечества не будет

От Победы на Украине у России зависит всё. Будет ли Россия вообще. Поэтому нет...

Александр Носович: Против России воюет именно Восточная Украина

Южмаш как точка перехода глобального конфликта вокруг Украину в качественно новую фазу - это...

На Украине началась паника: Россия впервые ответит тяжелой баллистикой комплекса «Рубеж»

Эксперты не исключили беспрецедентного удара по Банковой После ударов по Брянской области американскими дальнобойными ракетами...