После разгрома донецкой группировки ВСУ новыми целями станут Одесса и Киев
После завершения разгрома «донецкой группировки» ВСУ неизбежно встанет вопрос, что дальше? Некоторые эксперты считают, что следующей целью союзных сил станет Николаев и Одесса. Некоторые — что Киев. А третьи следующей целью называют Харьков.
Как бы там ни было, вопрос со взятием всех этих городов под контроль решать все равно придется, вне зависимости от очередности постановки.
Новости партнеров
А что все же с Харьковом? Это второй по размеру город Украины, ее крупнейший военно-промышленный центр. При этом он всегда считался наиболее пророссийским, в 2014-м там даже пытались провозгласить Харьковскую народную республику, город стал одним из центров «Русской весны», наряду с Донецком и Луганском. Однако Киев тогда бросил все силы именно на Харьков, боясь, потеряв его, утратить контроль за всем востоком Украины.
Когда в феврале началась спецоперация России, многие ждали, что именно Харьков станет одной из первых целей ВС РФ. Харьков действительно оказался в полуокружении, однако засевшие в нем банды националистов и ВСУ не желали сдаваться. В итоге российская армия, продолжая уничтожение сил и складов противника в самом городе, применила тактику обтекания, выйдя на южные рубежи Харьковской области, чтобы оттуда наступать на «донецкую группировку».
После разгрома последней, логично было бы начать решать вопрос с Харьковом. Но как? Штурмовать, как Мариуполь? Или все же применить другую тактику, окружив противника и заставив капитулировать? Но остается вопрос с местными жителями, которых ВСУ и нацисты с самого начала боев за Харьков удерживают в качестве живого щита, не позволяя покинуть город?
— Никто Харьков штурмовать не будет, — уверен военный эксперт, политолог, директор по развитию Фонда содействия технологий XXI века Иван Коновалов.
— Его положение сейчас никак не влияет на ход спецоперации и на ситуацию вокруг практически взятой в окружение «донецкой» группировки. Равно как и на ситуацию в целом его взятие или не взятие ни на что не влияет.
Сравнение с Мариуполем тут, мне кажется, неприменимо. Мариуполь это все же донецкий город, он принадлежит Донбассу, и многие бойцы ДНР оттуда родом, потому за него и были такие ожесточенные бои, в город входили постепенно, освобождая квартал за кварталом.
Теперь же, после полного освобождения Мариуполя, все силы переброшены на донецкое направление, сейчас немного не до Харькова.
Новости партнеров
Что же касается дальнейшего развития событий, мне кажется, что куда более приоритетным остается николаевское направление. Николаев, напомню, открывает дорогу на Одессу и Киев. Одесса такой же русский город, как Харьков. И это коридор в Приднестровье, где сейчас есть опасность для наших вооруженных сил. Некоторые украинские деятели уже грозятся оккупировать Приднестровье «по щелчку пальцев», однако это пустое бахвальство. В любом случае, там может возникнуть необходимость присутствия наших войск.
А Харьков подождет. С ним нет смысла торопиться, вообще нет смысла там какие-то бои устраивать. Нужно просто окружить его, и противник сам сдастся, когда закончится еда и боеприпасы.
— Много там личного состава у противника? И долго они там могут продержаться?
— Группировка там точно немногочисленная, не больше, чем была в Мариуполе (а там было в начале боев за город около 15 тысяч). И не забывайте, что ее ослабляет массовое дезертирство, сдача в плен, есть раненные и убитые. В любом случае их там не более 10 тысяч.
Продержаться они могут, конечно, долго. Вон «Азовсталь» до сих пор держится. Надо понимать, что они заранее готовились к осаде, сделали все необходимые запасы. А укрепляться они научились хорошо. Мы это сейчас видим в той же Авдеевке, откуда продолжают обстреливать Донецк и Горловку. Вроде небольшой городок, но укрепились они там основательно, выбить их оттуда крайне сложно.
— А каково военно-стратегическое значение Харькова? Насколько нам важно занять его, а Киеву — удержать?
— Харьков, скорее имеет символическое значение как крупнейший мегаполис. Военно-стратегическое значение его невелико. И его ценность в контексте спецоперации уравнялась с другими городами. Опять же с военно-стратегической точки зрения, гораздо большим весом обладают Волноваха, Мариуполь или Лисичанск…
Впрочем, есть и другое мнение.
Новости партнеров
— Харьков должен стать целью спецоперации, — уверен доктор филологических наук, профессор, военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Военная и политическая целесообразность взятия этого города даже не обсуждается. Будут ли его брать в рамках второй фазы СВО или уже после Одессы и Николаева — это, как считает нужным Генштаб и политическое руководство России. Но то, что эта цель должна быть достигнута — никаких сомнений быть не может.
— Почему Харьков до сих пор не наш?
— Думается, цели брать Харьков вначале СВО не было, могла быть только надежда на «крымский вариант». Или, например, на переход определённой части украинских элит на строну России. Или взять на испуг. Но ничего из этого не произошло. «Разведка боем» тоже успехов не принесла, хотя отдельные бойцы уже находились в центре города, его пришлось покинуть. Город 8 лет готовился к обороне, он хорошо укреплён, в нём находятся группировки ВСУ и нацбатов численность 15−20 тысяч человек, которые инструкторы стран НАТО готовили к уличным боям.
В город постоянно прибывают подкрепления в живой силе и вооружениях (в том числе и западное оружие), происходит, хоть и с трудом, ротация.
— Какой будет тактика теперь? Как минимизировать жертвы? Ведь ВСУ и нацбаты с самого начала держат там мирных жителей в заложниках. Получили ли мы какой-то опыт в Мариуполе?
— Многое будет зависеть от того, насколько успешно и быстро будет идти процесс разгрома «донецкой» группировки ВСУ. Её поражение, несомненно, станет деморализующим фактором для украинских военных. И задача окружения Харькова, конечно же, упростится. Сейчас именно на харьковском направлении — к югу от Изюма, в направлении Славянска и Барвенкова наступление ВС РФ развивается наиболее успешно, что внушает определённый оптимизм.
Прежде всего, Харьков надо полностью окружить, исключить ротацию и подвоз нового вооружения. Эту задачу решить вполне можно. Осложнять задачу может то, что в Харьков попытается прорваться часть группировки ВСУ на Донбассе. Это один из вариантов — наряду с возможным прорывом в Донецк. После окружения — всё по нормам военного искусства, артиллерийские и авиационные обстрелы противника, потом поуличный штурм и зачистка.
Увы, шансов на то, что Харьков станет вторым Мариуполем немало. Сомнений в том, что укронацисты будут использовать тактику «живого щита», нет. Но, надеемся, что печальная участь «защитничков Мариуполя» и разгром донецкой группировки сыграют свою роль. Возможность того, что Харьков удастся взять по «варианту Алеппо», выпустив находящиеся там части ВСУ, тоже существует, и она далеко не худшая.