Российская Федерация приняла решение выйти из Совета Европы. Она вернется туда на новых правилах
Россия 15 марта устами главы ее делегации в ПАСЕ Петра Толстого заявила, что «выходит из Совета Европы по собственной воле», и что «это взвешенное и обдуманное решение». Затем ушедший поезд попытались догнать депутаты других стран, проголосовав за резолюцию с формулировкой: «Ассамблея считает, что Комитету министров следует попросить Российскую Федерацию немедленно выйти из Совета Европы. Если Российская Федерация не выполнит это требование, Ассамблея предлагает комитету министров как можно скорее рассмотреть дату, с которой Российская Федерация перестанет быть членом Совета Европы». Но дату назначила Россия сама, и еще прежде.
Москва давно чувствовала себя некомфортно в этой организации, где оторванные от реалий люди обсуждали оторванные от реалий проблемы (из серии прав ЛГБТ и т. п.). А в перерывах развлекались тем, что постоянно даже не критиковали, а оскорбляли Россию. Но все же, насколько решение было взвешенным и обдуманным?
Новости партнеров
Некоторые эксперты скажут, что не совсем. Что нужно было сохранять площадку для диалога. Что нужно было сохранять площадку для защиты прав человека (через Европейский суд по правам человека, входящий в структуру Совета). Что, наконец, Россия не должна изолировать себя от Европы – ведь именно этого хотят наши «партнеры».
Однако Россия и выходит из Совета для того, чтобы в будущем он стал площадкой для диалога. Чтобы там начинали защищать права человека. И выходит потому, что не собирается изолировать себя от Европы, а наоборот – конструктивно участвовать в ее делах.
На сегодняшний день площадкой для диалога Совет Европы не является. В нем Россия – крупнейшая, между прочим, европейская страна – постоянно подвергалась дискриминации. Ее регулярно обливали информационными помоями и даже дискриминировали по процедурным моментам.
Да, Совет Европы занимается правозащитными моментами – в том числе через специальный суд может защитить граждан от произвола властей. Но здесь тоже все не так просто. Прежде всего, европейское понятие прав человека – с диктатом меньшинств, размывом всех консервативных ценностей, нетерпимостью к альтернативным точкам зрения – уже далеко от того традиционного европейского либерализма, на который, может быть, и стоило бы ориентироваться.
Наконец, выходом из «Европы» покидание Совета Европы не станет. Россия еще год назад поняла, что вести диалог с коллективными европейскими институтами (Еврокомиссией, Советом Европы) бессмысленно – там сидят или ни за что не отвечающие бюрократы, либо точно так же ни за что не отвечающие парламентарии. Вместо этого Россия хочет разговаривать напрямую с национальными правительствами, ответственными перед своими избирателями и потому хотя бы чуть-чуть следующими национальным интересам собственных государств.
При этом Москва не отказывается принципиально от коллективных посиделок – просто хочет, чтобы они велись конструктивно. По правилам, с уважением к интересам партнеров, на равноправной основе и языком прагматичного рационализма (пусть даже без «Друг Билл – Друг Борис»). Именно для того, отчасти, Россия сейчас и выходит из Совета.
По сути, этот выход стал частью большой стратегии Кремля по перезагрузке отношений с Западом. Стратегия предполагает слом старых институтов взаимоотношений, затем приложение западных партнеров лицом о реализм (демонстрация силы/возможности/готовности решать свои проблемы своими методами – чем сейчас РФ и занимается на Украине), после чего временная пауза (необходимая для того, чтобы Запад прошел все стадии реагирования — гнев, отрицание и т.п.) и начало нового, конструктивного взаимодействия. Ведь всем очевидно, что Россия – слишком важный игрок на глобальной доске, чтобы ее изолировать или же игнорировать ее позицию при решении ключевых вопросов на всем пространстве от Лиссабона до Ханоя.
Новости партнеров
И уж тем более без учета ее интересов нельзя решать европейские вопросы – начиная от безопасности и заканчивая экономическими пространствами. Конечно, отдельные европейские политики сейчас пытаются соорудить большой европейский консенсус – но сколько они его могут нести на плечах простых европейцев, чьи кошельки страдают от последствий этого консенсуса? Год, два – после чего по итогам плановых и досрочных выборов к власти в Европе придут новые люди, способные провести перезагрузку отношений с Россией.
В результате эти отношения нормализуются, и тогда Россия может счесть нужным для себя возвращение в Совет Европы, а также его Парламентскую Ассамблею. Которая превратится в площадку для диалога и решения реальных европейских.