Где ударят «Стингеры», отправленные на Украину
Ряд экспертов предупреждали руководство НАТО, что поставки высокотехнологичного, мобильного и компактного вооружения на Украину – довольно рискованная затея. Не только в контексте ухудшения отношений с Россией и эскалации насилия, но и потому, что Киев не может обеспечить надлежащего контроля за этим вооружением.
Оснований для таких тревог было более чем достаточно. Поставленное по линии НАТО снаряжение и техника расхищались шустрыми военными снабженцами ВСУ и распродавались. Это были современные средства связи и технической разведки, тепловизионные и ночные прицелы, военно-медицинское оборудование и многое другое. Далеко не все это оказывалось на украинском черном рынке. Было несколько скандалов, когда оружие и техническое оборудование с Украины оказывалось у ближневосточных террористов. Впрочем, возможно, так и было задумано изначально, и «незалежная» тут выполнила роль «прокладки».
Новости партнеров
Как бы то ни было, но, отправив на Украину первую партию ПТРК «Джавелин» (еще во времена Порошенко), американцы не торопились передавать их вороватым туземцам и хранили на собственном складе на Яворовском полигоне подо Львовом. И это было мудро.
Сейчас, когда оружие, в том числе западные ПТРК и ПЗРК, поступают на вооружение незаконных террористических формирований, ни о каком контроле за ними говорить просто не приходится. Впрочем, выясняется, что пропадать они начинают значительно раньше, чем попадают в руки украинских «фольксштурмистов».
Так, в первой партии ПТРК NLAW и Javelin, а также переносных зенитных комплексов Stinger, отправленных из Польши, в Киеве недосчитались нескольких десятков комплексов. Куда они исчезли, никто не знает. С последующими партиями дела обстояли еще хуже – до места назначения доходит максимум половина груза. Поляки ссылаются на проблемы логистики, ведь оружие для террористов везут на гражданских машинах – обычных легковушках и грузовичках, опасаясь самолетов и вертолетов ВКС России, патрулирующих местность.
В украинских ТГ-каналах рамещено признание «волонтера», занимающегося снабжением НВФ. «Большая часть помощи обитает на складах на Западной Украине или на складах министерств или в «братских захоронениях» на других крупных складах. При этом до фронта — Харьков, Чернигов, Сумы, Николаев и т.д. — не так уж много доходит. Причины — новая практика «отжимания» фур на склады областной администрации и коллапс логистики транспорта внутри Украины из-за пробок, разрушений и блокпостов ТРО», — утверждает пособник террористов. Но отметим, что он говорил об обычной «стрелковке», снаряжении и медикаментах.
Что же до ПТРК и ПЗРК, то по мнению сведущих людей, комплексы из не доехавших до места назначения машин «ушли в коммерческих целях». Понятно, что сегодня на Украине желающих обзавестись «стволом» гораздо больше, чем того оружия, что раздают из самосвалов, ибо «тяжело в деревне без обреза». Но зачем людям переносные ракетные комплексы. Допустим, из NLAW киевский «фольксштурм» приспособился ловко расстреливать инкассаторские броневики, в которых «зрадники» везли гроши «российским диверсантам», и этот передовой опыт вполне может быть использован и другими «патриотами», которым ПТРК или гранатометы просто так не дадут. Предположим, что они могут их и купить для нападения на инкассаторов. Но вот ПЗРК-то криминалу зачем? Но покупателей на них найти более чем реально. Для ряда террористических организаций заполучить «Стингер» или польский «Перун» куда как важно.
До недавнего времени получить такое оружие джихадистам или, скажем, наркокартелям, было крайне сложно. И если вдруг оно у них появлялось, то можно было быть уверенным, что оно передано им спецслужбами того или иного государства. Причем, как правило, выделялось оно под конкретную задачу, и разведчики, его передавшие, следили, чтобы оно не ушло, куда не надо. Так, ЦРУшники, поставляя афганским душманам «Стингеры», тщательно следили за их судьбой, и после вывода Советских войск из Афганистана постарались их изъять. Но теперь, как мы видим, ПЗРК раздают как картошку, и куда ушли десятки, если не сотни единиц этого опасного оружия, никто не может сказать.
Между тем, СБУшники, которые заняты расследованием пропаж этого оружия, подозревают, что часть его даже не пересекала украинскую границу. Если это так, то можно предположить, что ракетные комплексы пристраивают не предприимчивые украинские хлопцы, а спецслужба или спецслужбы стран НАТО, которые используют украинский конфликт для того чтобы вооружать какие-то незаконные, скорее всего, террористические формирования где-то еще. Помимо этого, часть комплексов наверняка уходит «налево» и на Украине. То есть ПЗРК расползаются как тараканы, и неизвестно где и в чьих руках они окажутся и по кому будут пущены ракеты – по штурмовику правительственных войск, по полицейскому вертолету или по пассажирскому лайнеру. Кстати, с учетом того, что на Украину потянулись экстремисты и криминал со всего мира, можно не сомневаться, что угрозу не удастся удержать в ее границах.