Украинские власти готовят население к «российскому вторжению» и раздувают в обществе военную истерию. По всей стране проводят учебные сборы войск территориальной обороны, которым, как уверены в Киеве, предстоит партизанская война в тылу наступающих частей «агрессора». Администрация президента Зеленского возлагает на полувоенные формирования большие надежды, Верховная рада предоставляет им все новые полномочия.
Сто пятьдесят батальонов
Новости партнеров
Группа мужчин и женщин в возрасте «сильно за 30» отрабатывают строевые приемы с «автоматами» из фанеры. Взрослые мужики в разномастном камуфляже ползают между деревьями и голосом имитируют стрельбу и свист пуль: «Тра-та-та», «Пиу-пиу-пиу». Пожилой инструктор объясняет новобранцам устройство допотопного пулемета ДП-27, принятого на вооружение Красной армии в 1928-м. В последние дни таких роликов опубликовали в соцсетях довольно много.
Это выглядит неудачной пародией на школьные уроки ОБЖ. В комментариях украинцы недоумевают: «Неужели в стране закончились автоматы Калашникова и холостые патроны для тренировок?»
Министр обороны страны Алексей Резников успокаивает: оружия и боеприпасов достаточно, а подразделения теробороны до конца февраля укомплектуют личным составом не менее чем на 70 процентов.
Ополченцам поручат охрану госграницы, административных зданий, коммуникаций и критически важной инфраструктуры. Они будут следить за правопорядком в населенных пунктах, регулировать движение транспорта и пешеходов. Кроме того, помогут развертывать войска, вводить военное положение в регионах, а также бороться с диверсионно-разведывательными отрядами и незаконными вооруженными формированиями.
Первого января на Украине вступил в силу закон «Об основах национального сопротивления» — тероборона стала отдельным родом войск ВСУ. К маю сформируют 150 батальонов: по одному на район. Численность — десять тысяч в мирное время, 130 тысяч — в угрожаемый период. Обучением займутся профессиональные военные. Впрочем, пока все гладко только на бумаге.
«Министерство обороны Украины начало интенсивно планировать организацию народного сопротивления новому российскому вторжению, однако столкнулось с определенными проблемами, — пишет американское издание Foreign Policy. — Должностные лица до сих пор не наладили взаимодействие между регулярными войсками и территориальными подразделениями. Нет единого командования, не созданы зоны для хранения вооружений. Резников признался, что сотрудников военкоматов еще не ознакомили с планом комплектования новых формирований».
ПЗРК для ополчения
Новости партнеров
В конце прошлого года кабмин Украины разрешил добровольцам применять личные охотничьи ружья и карабины. Наиболее подготовленным бойцам в случае войны выдадут легкую «стрелковку» армейского образца: автоматы, пулеметы, снайперские винтовки. Куда все это попадет после окончания боевых действий, сказать трудно. Не секрет, что за восемь лет войны из Донбасса вывезли тонны оружия, контрабандные «стволы» регулярно фигурируют в криминальных сводках.
Киевским властям этого мало. На прошлой неделе Верховная рада предоставила ополченцам право вооружаться посолиднее. Депутат партии «Слуга народа» Юрий Мисягин уточнил, что речь идет о переносных зенитных и противотанковых ракетных комплексах, в том числе западного производства. В тероборону берут всех желающих в возрасте от 18 до 60 лет, значит, доступ к современному оружию получат совершенно случайные люди.
«Пресс-службы Госдепа и Пентагона чуть ли не ежедневно хвастаются усилиями по наращиванию военного содействия киевскому режиму. Власти США делают это, прекрасно понимая, что американское смертоносное оружие окажется в руках боевиков и террористов на Украине, — заявило посольство России в Вашингтоне. — Вместе с политической и материальной поддержкой украинские неонацисты, по сути, получают карт-бланш на провокации и проведение силовых акций в Донбассе».
Риск провокации
Украинцы не понаслышке знают, что бывает, когда боевое оружие попадает не в те руки. В стране широко обсуждают инцидент с солдатом-срочником Нацгвардии Артемом Рябчуком, расстрелявшим сослуживцев на режимном объекте в Днепре. Погибли пять человек. По словам бойца, однополчане его травили, всячески над ним издевались. При этом Рябчук — обученный военнослужащий. Страшно представить, на что способны плохо подготовленные, но обозленные и хорошо вооруженные гражданские, доведенные до отчаяния военной истерией властей и СМИ.
«Значительная часть находящихся на линии соприкосновения в Донбассе — это бывшие добровольческие батальоны, нынешние какие-то батальоны территориальной обороны, отряды сопротивления народного, — прокомментировал последние инициативы Киева министр иностранных дел России Сергей Лавров. — Им раздают уже ПЗРК и призывают приносить с собой охотничьи ружья, потому что на всех не хватит ПЗРК. Это просто милитаристский психоз. И то, что там у кого-то дрогнут нервы, как у бойца, застрелившего своих сослуживцев, я не могу исключать».
Лавров подчеркнул, что киевский режим не способен контролировать огромное число военных, и выразил опасение, что излишне «самостоятельное» подразделение самовольно и без приказа спровоцирует боевые действия.
А в этом случае полыхнуть может уже по всей линии соприкосновения. Впрочем, сенатор от Крыма Сергей Цеков уверен: ополченцы разбегутся, если ситуация действительно обострится. К тому же, считает он, на Украине не так много людей, готовых всерьез воевать за интересы США и НАТО.