В ходе своего обращения с журналистами российский президент затронул ряд международных тем. Что-то прокомментировал, что-то констатировал – а по отдельным сюжетам озвучил сенсационные факты.
Допризнавались
Новости партнеров
23 декабря прошла очередная ежегодная итоговая пресс-конференция Владимира Путина. Президент почти 4 часа отвечал на различные вопросы журналистов – и, по традиции, они касались в основном экономики, социальной жизни, а также, конечно, коронавируса. Однако в вопросах был и международный сегмент. Путин говорил об Италии, Белоруссии, Казахстане, западных ценностях – однако главными темами все-таки была Украина, Китай, газ и отношения с Западом.
Украинский вопрос и без того является одним из самых болезненных в российской внешней политике, однако в последние месяцы он еще больше обострился из-за слухов о скором начале российско-украинской войны. Войны, которая, по мнению Запада, начнется из-за стремления России подавить украинскую независимость и свободу.
Президент Путин, однако, заявил, что никто никого подавлять и не собирался. «Несмотря на то что Советский Союз прекратил существование, часть исторических российских территорий с населением исторической России оказалась за пределами Российской Федерации, прежде всего на Украине, мы же с этим смирились, нормально к этому отнеслись, более того, способствовали становлению новых государств и работали, и готовы были работать, и работаем со всеми правительствами, какой бы внешнеполитической ориентации они не придерживались», — заявил Владимир Путин.
И так было до 2014 года, когда произошел «госпереворот кровавый», в ходе которого «людей убивали и сжигали». После Майдана, после прихода к власти на Украине откровенных русофобов Москва начала думать уже не столько об уважении к украинскому суверенитету (от которого Киев добровольно отказался, перейдя в антироссийский лагерь), сколько о защите собственных границ. «Ясно, что один из важнейших элементов сегодня – это стабильность и безопасность, обеспечение безопасности на этом участке, на этом направлении. И мы должны понять, как будет обеспечена наша безопасность», — говорит Путин об Украине.
Гарантии, а не забалтывание
С этой точки зрения Владимир Путин четко дал понять, что защищать свои интересы Россия будет всеми доступными методами. Что руки у нее развязаны, ведь Москву категорически не устраивает создание «АнтиРоссии» на украинской территории. «Представляете, как в исторической перспективе Россия должна жить, жить дальше? Всё время с оглядкой, что там происходит, какие новые системы вооружения поставлены?», — задает риторические вопросы президент.
Конечно, хотелось бы решить все проблемы через переговоры – не с украинским руководством (которое мало что решает), а с американцами. И президент удовлетворен ходом нынешних переговоров с США. «В целом мы видим пока положительную реакцию. Американские партнёры нам говорят о том, что они готовы к началу этой дискуссии, этих переговоров в самом начале года в Женеве. Представители с обеих сторон назначены. Надеюсь, что развитие ситуации пойдёт именно по этому пути», — заявил Владимир Путин. Однако в то же время Путин не исключает других вариантов на случай, если переговорный путь зайдет в тупик или превратится в пустые переговоры ради переговоров. «Наши действия будут зависеть не от хода переговоров, а от безусловного обеспечения безопасности России сегодня и на историческую перспективу, — заявил президент. – Вы требуете от меня каких-то гарантий. Вы должны дать нам гарантии – вы! И немедленно, сейчас. А не забалтывать это десятилетиями и под такой мягкий говорок о необходимости обеспечения безопасности для всех делать то, что планируют. Вот о чём речь».
Новости партнеров
Додавились
И пугать Россию санкциями не нужно. Тем более не нужно прикрывать угрозами санкций возможные провокации со стороны Киева. «Дважды украинские власти предприняли попытку с помощью силы решить вопрос в Донбассе. Хотя уговаривали не делать этого. Я лично уговаривал Порошенко: только не военные операции! «Да-да», – и начал. Результат? Окружение, потери и Минские соглашения. …Складывается впечатление, что, может быть, готовят третью военную операцию? И нас заранее предупреждают: «Не вмешивайтесь, не защищайте этих людей. Вмешаетесь, будете защищать – вот такие-то и такие-то новые санкции последуют», — говорит президент.
Сторонникам же санкционного давления (а таких в последнее время развелось очень много) Владимир Путин ненавязчиво так предложил обратить внимание на то, куда санкции привели Россию. А именно к тесному взаимодействию с КНР. «Если заметили, мы с Председателем Си Цзиньпином всё время обращаемся как друзья друг к другу и говорим «друг». Так и есть: у нас сложились очень доверительные личные отношения и помогают выстраиванию деловых отношений», — заявил Путин. Затем долго перечислял сферы этих отношений – в том числе отметив совместную разработку «отдельных высокотехнологичных видов вооружения». Ну и резюмировал, что сотрудничество Москвы и Пекина является «серьёзным стабилизирующим фактором на международной арене».
И тут Запад должен, конечно, сначала вздрогнуть – осознав, что перспективы российско-китайского стратегического партнерства становятся все более перспективными – и все более проблемными для американских геополитических планов. А затем Запад, по идее, должен осознать, что главный приз за стимулирование этого партнерства должен быть выдан тем американским политикам, которые с упорством достойным лучшего применения продвигали антироссийские санкции. Усложняя себе и без того практически невыполнимую задачу по сдерживанию КНР. «Им не сдержать развитие Китая, они должны осознать это в конце концов. Не сдержать. Сегодня Китай по паритету покупательной способности, экономика Китая больше, чем американская. Пройдёт 2035 год, 2050-й – Китай неизбежно станет первой экономикой мира и по всем другим показателям. Но надо понимать это. Но, может быть, понимая это, они действуют таким образом. Это ошибка», — заявил Путин.
Европа торгует в ущерб европейцам
К сожалению, российско-западный конфликт не ограничивается лишь украинским измерением. В последнее время обострился газовый вопрос – в Европе резко вырос дефицит энергоносителей и цены на них, в чем Брюссель и поддакивающий Вашингтон обвиняют Москву. Якобы Газпром специально взвинчивает цены для того, чтобы шантажировать ту же Германию по вопросу сертификации Северного Потока-2. В частности, для этого российская компания, мол, остановила прокачку газа через трубопровод Ямал-Европа, идущий по территории Польши. О причинах этой остановки Эксперт Online уже писал, и на пресс-конференции Путин не только констатировал эти причины, но и раскрыл новые. «Не забронировал этот трафик, потому что те его контрагенты и компании, а это прежде всего немецкие и французские, которые покупают газ по этому маршруту, не выставили заявок на покупку. Что транзитировать, если у них нет заявок на покупку? А что они начали делать? В реверсном режиме включили этот маршрут из ФРГ в Польшу и несколько дней качают из ФРГ в Польшу», — заявил президент.
А затем стал объяснять, почему качают. «Мы поставляем в ФРГ газ по долгосрочным контрактам, а цена в три, в четыре, в шесть, в семь раз дешевле, чем на споте. Даже перепродав один миллиард кубических метров газа, можно заработать почти миллиард долларов, 900 с чем-то. Это бизнес. Это первое. Они, поднабрав определённый объём, получив у нас на 5,6 миллиарда больше, чем предусмотрено контрактами долгосрочными, теперь продают его. Но это не всё… Там есть труба, которая соединяет польскую трубопроводную систему с украинской. Объём примерно три миллиона кубических метров в сутки. Именно столько из ФРГ и подают в Польшу. У меня есть все основания полагать, что этот газ идёт в конечном итоге на Украину. И потребителям в Европе и в ФРГ надо бы знать, что происходит на самом деле, и, может быть, обратиться в определённые инстанции с просьбой разъяснить эту позицию…. Так что пусть займутся своими вопросами и вовремя на них реагируют и не думают, что они такие умные и что на них боженька заснул. Проблемы, которые они создали сами себе, должны ими и решаться, а мы готовы помочь. Мы и делаем это. Мне кажется, я убедительно это сейчас показал».
Забота и уважение
Новости партнеров
И если Запад сейчас хочет о ком-то по-настоящему позаботиться, то пусть лучше вспомнит о том, в каком состоянии он оставил Афганистан. Пусть вспомнит об афганском народе, который в следующем году будет умирать от голода. «Нужно разморозить авуары, денежные авуары Афганистана в иностранных, прежде всего в американских, банках, с тем чтобы оказать гуманитарную помощь в полном объёме афганскому народу. Иначе там голод просто может наступить и тяжёлые последствия, которые затронут и близлежащие государства», — заявил Путин.
О России заботится же не надо. Мы сами о себе позаботимся. С Россией надо общаться с уважением — а не так, как это делалось в 90-е годы. Как с проигравшей страной, которую нужно добить. «На наших объектах ядерного цикла, военного цикла, сидели представители американских служб соответствующих, ходили туда на работу – на объекты ядерного оружейного комплекса России, – каждый день, они жили там. В Правительстве России работали советники многочисленные, в том числе кадровые сотрудники ЦРУ. Чего вам ещё больше-то надо было? Зачем надо было поддерживать террористов на Северном Кавказе и использовать явно террористические организации для попыток развала Российской Федерации? Но это же делали, и я как бывший директор ФСБ это знаю наверняка: мы работали с двойной агентурой, они нам докладывали, какие задачи перед ними ставили западные спецслужбы. Но зачем это надо было делать? Наоборот, надо было относиться к России как к возможному союзнику, укреплять её. Нет, всё наоборот: попытка дальнейшего развала», — рассказал Путин.
И если сейчас отношение не изменится, если сейчас Запад не увидит, что имеет дело с другой Россией, то конфликт может вполне вылиться в войну. Либо на Украине, либо где-то еще.