Ради сохранения лица США готовы «отнестись с пониманием» к вхождению ряда регионов «незалежной» в состав России
На исходе трехдневного визита в Москву фигурантки российского «черного списка», заместителя госсекретаря США по политическим вопросам Виктории Нуланд, практически каждое информационное агентство посчитало своим долгом проинформировать граждан о том, что она, во-первых, долго жила в России, во-вторых, начала свою работу в нашей стране на советском рыболовецком судне еще во времена Юрия Андропова, в-третьих, трудилась в посольстве в начале 90-х, и, в-четвертых, за это время едва ли не в совершенстве постигла искусство разговаривать с помощью русской ненормативной лексики.
Параллельно практически многие наши общественно-политические издания сочли необходимым напомнить, что именно Виктория Нуланд считается в нашем политическом пространстве главной «крестной феей украинского майдана», присовокупив к этому соответствующие видео с раздачей печенек.
Новости партнеров
Однако при этом мало кто озадачился вопросом — а ради каких таких высоких целей Белый дом и Кремль вдруг пошли на взаимное сокращение фигурантов своих стоп-листов? Неужели только ради того, чтобы, например, замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков после более чем полуторачасового разговора, который велся «напрямую и вполне откровенно», констатировал, что большого прогресса в вопросах, связанных с выдачей виз, восстановлением численности дипперсонала и работы загранучреждений в двух странах, достичь не удалось, и на этих направлениях возможны некоторые дальнейшие обострения?
Конечно же, с этой точки зрения овчинка выделки абсолютно не стоила, считают некоторые военно-политические эксперты. Главная цель Виктории Нуланд — диалог с замглавы администрации Кремля Дмитрием Козаком, запланированный на 13 октября с.г., считают они. И, вероятно, решаться в его ходе будут не какие-то абстрактные нюансы «стабильных и предсказуемых отношений России и США», а вполне практические вопросы, жизненно важные для национальных интересов двух государств.
— Давайте-ка начнем с того, что, по моим сведениям, госпожа Нуланд, курируя в госдепартаменте украинский сектор работы, никакого пиетета и любви к чему-либо украинскому не испытывала никогда, в отличие от России, к которой она испытывает глубокое уважение. По одной простой причине — националисты любых мастей по природе своей антисемиты и склонны к соответствующим погромам, а в силу своего этнического происхождения госпожа Нуланд, мягко говоря, этого принять и понять, естественно, никак не может, — отметил в беседе с «Свободной прессой» эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований Игорь Николайчук. — Печенки-то она, понятно дело, на майдане раздавала, но делала это, я вас уверяю, стиснув зубы, исключительно в силу своего, так сказать, служебного профессионального долга.
Иного отношения со стороны американского чиновничества к происходящим тогда в Киеве событиям ожидать было трудно, потому что на самом-то деле Украина, согласно всем прогнозам США, не должна была после распада СССР отрываться от России и уходить в автономное политическое плавание. Ее «незалежность» — это, по большому счету, абсолютный экспромт первого российского президента Бориса Ельцина в борьбе за установку своей власти там, где это было возможно.
— Неужели?
— Я вас уверяю, весь американский истеблишмент жутко сопротивлялся такому повороту событий. За несколько месяцев до развала СССР Джордж Буш-старший, выступая в Киеве, заявлял, что США не признают никаких националистов в тамошней власти, которые понятие свободы заменят на местечковую диктатуру. Однако в итоге на голову Америки таки свалилось абсолютно нищее и безбашенное националистическое украинское правительство.
После этого в Штатах — и я сам был участником этих событий — начались буквально чудеса в решете. Американские военные теоретики наперебой стали выпускать научные материалы на предмет того, как России «завоевать обратно» всю Украину. Особо рьяные головы Вест-Пойнта предлагали даже демонстративно взорвать на большой высоте над Киевом ядерный заряд, чтобы у местного режима мозги встали на место, и он вернул бы страну в орбиту влияния России, поскольку, как признали в «мозговом центре» Пентагона, корпорации RAND, в своем нынешнем состоянии Украина «представляет угрозу для нацбезопасности США». И, надо сказать, в конечном итоге Штаты запихнули бы Украину обратно в Россию, не вмешайся в дело ярый русофоб Збигнев Бжезинский, который как огня боялся возникновения нового СССР на базе трех всем известных братских республик и поэтому заваливал чемоданами с долларами украинскую элиту, чтобы та не шла на объединительные контакты с Москвой.
Новости партнеров
— Это все, конечно, интересно, но при чем же здесь нынешний московский визит Виктории Нуланд?
— А Нуланд-то как раз была категорически против такого поворота событий, видя американские интересы совершенно с другой позиции, хоть и послушно «взяла под козырек», когда ей всучили кураторство Украины с шатающимися по ее территории добровольческими батальонами типа «Азова». Она ведь тогда прямо заявляла, что такая полностью коррумпированная Украина, не имеющая ничего общего с понятием демократии, Америке не нужна, так как она дискредитирует США в глазах всего мирового сообщества.
И вот теперь она, как мне кажется, приехала в Россию договариваться отнюдь не о каком-то мифическом «спасении Зеленского», хотя его происхождение такое же, как и у Нуланд. Она приехала договаривать на предмет поиска консенсуса с Россией по украинской проблеме, который позволил бы США одновременно избавиться наконец от киевского «чемодана без ручки» и сохранить свое лицо на международной арене.
— Что вы имеете в виду?
— Во-первых, в настоящий момент американские интересы на Украине слабеют не по дням а по часам, тогда как европейские, а точнее — германские, интересы, наоборот, аналогичными темпами растут. Германия-то ведь всерьез рассчитывает, что, набрав кредитов через немецкие банки, 48 миллионов голодных украинцев кинутся скупать немецкие товары. Тем самым слабеющая экономика «локомотива ЕС» может подскочить настолько, что запросто перебьет Китай по паритету покупательской способности. Только вот тогда она станет антиамериканской, а этого США не нужно.
Во-вторых, эти ультрарадикальные националистические клопы, выползшие на свет из-под советского ковра и отрицающие Холокост, по мнению Нуланд, просто опасны для США, поэтому их неплохо бы, так сказать, потравить политическим кипятком. И ради этого, я думаю, она вполне может кулуарно или даже не кулуарно озвучить тот факт, что США готовы признать российские интересы на Украине.
И это, к слову, довольно хорошо увязывается с тем, что в администрации нашего президента сейчас стали обсуждать украинский вопрос в контексте того, что «с Украиной уже пора что-то решать», и это намерения явно выливается в информационное пространство. Видимо, для этого в России наконец-то появилась политическая воля, хотя, честно сказать, все эти 30 лет у нас была абсолютно реальная возможность спокойно взять и вернуть «незалежную» под свой контроль.
— Но каким образом, по вашему мнению, это «вопрос с Украиной» может быть решен на практике?
Новости партнеров
— На Украине сейчас есть три разделенных между собой ментальных поля. Первое — это насквозь пророссийские, а скорее — ретросоветские, восток и юг страны. Второе — насквозь национализованный, «вышиванковский» центр Украины. Третье — совершенно обособленный галицийско-австрийский запад.
На мой взгляд, весь вопрос теперь только в том, как именно эти ментальных поля будут делить на части. Вполне допускаю, что первое ментальное поле может войти в состав России как ее полноправный субъект, второе, «мовное» поле, может каким-то образом прицепиться к Белоруссии. А вот что делать с третьим полем, представители которого не хотят жить с Россией, что делать с теми самыми «подковерными» ультранационалистическими клопами, не совсем пока ясно. Но Нуланд, видимо, их совершенно не жалко, поэтому в плане их подавления руки у нас, вероятнее всего, скоро подразвяжутся. Я бы сказал, в интересное время мы с вами живем, товарищи.