Министерство финансов предложило увеличить налог на добычу полезных ископаемых для металлургов. На сегодняшний день во всём мире НДПИ в данной отрасли взимается в размере 3-5%, в то время как в России – лишь 1-2%. По мнению главы финансового ведомства, всё это приводит к несправедливому распределению природной ренты и не позволяет направить деньги на поддержание реального сектора экономики.
Выступление министра финансов России Антона Силуанова на Московском финансовом форуме 8 сентября прозвучало как гром среди ясного неба. Один из самых влиятельных либеральных монетаристов будто переродился в государственника и потребовал принять жёсткие меры в отношении зарвавшихся металлургов. Силуанов справедливо указал на то, что изъятие ренты у нефтяной отрасли в нашей стране составляет от 70 до 80%, в то время как у металлургов оно едва ли превышает диапазон 1-6%. Повышение мировых цен на продукцию металлургии привело к баснословному росту доходных статей металлургических компаний. Однако делиться с государством олигархи не намерены от слова совсем.
Новости партнеров
Глава финансового ведомства задал вопрос: куда направляют сверхдоходы владельцы металлургических предприятий? И сам же на него ответил: на выплату дивидендов. А кто будет вкладывать деньги в развитие экономики, в создание новых рабочих мест и обновление средств производства? Действительно, такой риторики от Силуанова не ожидал никто.
И вот за словом последовало дело: Минфин подготовил проект изменений в федеральный бюджет на следующий год. Специалисты с Ильинки, 9 отметили: налог на добычу полезных ископаемых для металлургов во всём мире существенно выше, чем в России, и составляет от трёх до пяти процентов. У нас же он не превышает одного-двух процентных пунктов. Финансовое ведомство планирует увеличить налоговый сбор как минимум втрое.
Кого будут «доить»?
Недавно кабинет Михаила Мишустина, стремясь обуздать ретивых магнатов, ввёл экспортные пошлины из-за невероятного роста мировых цен на металлы. В 2022-м же вместо этого будет введена гибкая шкала налога на добычу полезных ископаемых, которую привяжут к мировым расценкам, дабы избежать ситуации этого года. Представители металлургических компаний уже побежали жаловаться в средства массовой информации, упирая на то, что требуется «вести разговор с бизнесом», чтобы «не терять доверия» между властью и предпринимательством. Впрочем, время для убаюкиваний и упрашиваний прошло.
В качестве главных «жертв» новых минфиновских нововведений эксперты называют компании Игоря Зюзина («Мечел»), Романа Абрамовича со товарищи («Евраз»), Алексея Мордашова («Северсталь») и Владимира Лисина (Группа НЛМК). Под угрозой также барыши Владимира Потанина, владельца «Норильского никеля».
Экономист, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов пояснил: «Отечественные металлурги постоянно жаловались все последние годы на то, что им трудно конкурировать на мировом рынке. Что у них производство, требующее значительных капиталовложений. И действительно, за последние годы в России появилось немало металлургических предприятий, особенно после того, как на Украине произошёл майдан. В результате начали строиться новые заводы. Их построили в 2020 году до обвала экономики немало. И чёрная металлургия в нашей стране активно развивалась. Правда, не думаю, что развитие чёрной металлургии шло бы значительно медленнее, если бы металлурги должны были все эти годы платить не 1-2 процента с выручки, а 3-5 процентов.
Но лобби их было достаточно сильным, отрасль эта частная, государственное влияние незначительно. И по этой причине олигархи активно отбивались от всех попыток их как-то обложить по более высокой ставке налога. В частности, когда Белоусов несколько лет назад, будучи просто советником президента, предложил, что надо бы брать с металлургов, буквально наживающихся на девальвации рубля при достаточно высоких мировых ценах на свою продукцию, больший налог, это вызвало мощнейшую негативную реакцию. Целую кампанию защиты развернули, когда металлурги доказывали, как они доказывают и теперь, что, если с них ещё хоть копейку государство возьмёт, они немедленно разорятся, и экономика наша рухнет. Между тем повышение НДПИ для металлургов является на сегодня минимально необходимой мерой».
Новости партнеров
Что с того?
Усиление государственного давления на металлургов приведёт в первую очередь к наполнению федерального бюджета. Аналитики уже спрогнозировали рост денежных поступлений. Если в пандемийном 2020 году налог на добычу полезных ископаемых с металлических руд принёс казне 68,3 миллиарда рублей, то после увеличения НДПИ принесёт от 180 до 185 миллиардов (рост в 2,7 раза). Это означает более справедливое распределение природной ренты. Сверхдоходы металлургических предприятий должны направляться не в дивиденды, а в развитие производства и стимулирование экономического роста. В противном случае отрасль попросту превращается в паразита на теле национального хозяйства.