Ключевой ход: свалить грязный «позор» США в Афганистане на «цветного» министра обороны. Теперь Ллойду Остину будет трудно обелить себя за поражение и бегство из Афганистана американских войск.
Перестройка по-американски. Только не для Америки
Новости партнеров
31 августа президент США Джозеф Байден выступил с обращением к нации по итогам вывода американских войск из Афганистана. Вывод войск был назван «чрезвычайно успешной операцией». Аргументируя такое умозаключение, Байден сказал: «Мы должны учиться на своих ошибках. При принятии решения по Афганистану речь не только об Афганистане. Речь о том, чтобы завершить эру крупных военных операций по переустройству других стран». Миссия США по «борьбе с международным терроризмом» в Афганистане превратилась в строительство демократической единой страны. Какой?
Вы думаете Байден имел в виду Афганистан? Нет, он говорил о США, которые благодаря этой крупномасштабной военной операции «у себя дома станут сильнее, эффективнее и безопаснее».
С такими выводами не согласились 87 отставных адмиралов и генералов Армии США, назвавшие вывод войск из Афганистана катастрофой: «Последствия этой катастрофы велики и будут в течение десятилетий находить своё отражение». Дональд Трамп в интервью One America News Network заявил о том, что США могли бы «выйти с гордостью, сохранив жизни», но в результате США «больше никто не уважает — даже из тех, кто уважал раньше».
Многие критики Байдена сравнили вывод войск из Афганистана с аналогичным эпизодом Вьетнамской войны, т. е. по факту сравнили Байдена с Никсоном. Но всё ли так однозначно — позор Америки и отставка министра обороны США Ллойда Остина.
«Почётный мир»: Кабул-2021 — это не Сайгон-1975-го
20 января 1969 года Ричард Милхауз Никсон принёс присягу президента Соединённых Штатов. Его успех был напрямую связан с критикой администрации Линдона Джонсона, которая увязла во вьетнамской войне. План Никсона по выведению США из этой войны вошёл в историю как «почётный мир». Правда, точнее это было назвать — принуждением к миру, т. к. Никсон для достижения этой цели провёл две воздушные наступательные операции Linebacker I (с 9 мая по 23 октября 1972 года) и Linebacker II (с 18 по 29 декабря 1972 года), которые по сути оказались самыми массированными бомбардировками территории Северного Вьетнама. После первой операции Генри Киссинджер заявлял: «Мы уверены, что мир у нас в кармане», но мирное соглашение не вышло и даже после второй, в результате которой было сброшено 20 000 тонн смертоносного груза на мирное население…
«Почётный мир», о котором говорил Ричард Никсон, оказался «Парижским соглашением», заключённым 27 января 1973 года, в результате которого 29 марта этого же года американцы вывели все войска из Южного Вьетнама. Американский истеблишмент не поверил оптимизму Никсона и отправил его в отставку после Уотергейтского скандала. В Южном Вьетнаме у власти осталось марионеточное правительство Нгуена Ван Тхьеу, опиравшееся на верные войска, которые подготовили и вооружили США.
Новости партнеров
Без американцев Южный Вьетнам, несмотря на кризис в экономике, продержался чуть больше двух лет. После водружения знамени над Дворцом Независимости в Сайгоне 30 апреля 1975 года войскам Северного Вьетнама достались трофеи — 550 танков, 1 380 бронетранспортёров, свыше 1 400 самолётов и вертолётов, 1 600 единиц артиллерии, 1 220 катеров, 80 кораблей, 14 900 миномётов, 200 безоткатных орудий, 63 000 гранатомётов, 65 500 гранатомётов, 15 320 пулемётов, 946 000 винтовок, 961 580 других винтовок и автоматов, 500 000 ружей, 114 000 пистолетов, 42 000 грузовиков, 48 000 радиостанций и 150 000 тонн боеприпасов.
Вот, точно, как произошло в Афганистане! — скажет уважаемый читатель, но это не совсем так. Во-первых, из Вьетнама американцы вышли организованно — вначале вывезли технику, а затем 24 тысячи американских военных и специалистов, которые были там на дату подписания «Парижского соглашения». Во-вторых, вооружение и техника южновьетнамской армии это всё же боевые трофеи, полученные как результат военных операций. В-третьих, против США и Южного Вьетнама воевали войска Демократической Республики Вьетнам, государства, которое официально признали коммунистические державы — СССР, Китай и страны Варшавского договора и ООН не называло Хо Ши Мина и его окружение — международными террористами. В-четвёртых, по результатам войны произошло объединение Северного и Южного Вьетнама в Социалистическую Республику Вьетнам, которая и ныне здравствует.
Теперь вернёмся к Афганистану. США и их союзники по НАТО просидели в этой стране почти 20 лет. За это время они потратили свыше 2 трлн долларов на правительство и армию Исламской республики Афганистан (ИРА), которую тренировали военные инструкторы и оснастили лучшим вооружением и военной техникой. 23 июля 2021 года состоялся последний телефонный разговор президента США Джо Байдена с президентом Афганистана Ашрафом Гани, в котором Байден сказал следующее: «Ваша армия явно лучше. У вас 300 тысяч хорошо вооружённых сил против 70-80 тысяч (талибов — здесь и далее боевики запрещённой в РФ террористической организации), они явно способны хорошо сражаться». А через 23 дня «Талибан» (здесь и далее террористическая организация, запрещённая в РФ) взял Кабул.
За эти 23 дня мощная армия ИРА перестала существовать, сдалась талибам практически без сопротивления. Государственные институты власти, правоохранительные органы, спецслужбы — рассыпались как карточный домик. Взятие Кабула в течение суток стало шоком не только для мировой общественности, но и для самих США, которые плановый вывод войск превратили в хаотическое бегство из некогда подконтрольной страны.
В результате «чрезвычайно успешная операция» подарила «Талибану» не только всё вооружение армии ИРА, но и большую часть вооружения и военной техники армии США, оценённой Счётной палатой Конгресса в 85 млрд долларов. Талибам, которые начинали своё победное наступление с автоматами и гранатомётами, достались — свыше 23 000 бронемашин и БТР, 8 000 грузовиков, свыше 550 000 единиц стрелкового вооружения, 176 артиллерийских комплексов, в том числе РСЗО, около 110 военно-транспортных и ударных вертолётов, 23 лёгких штурмовика Super Tucano, 42 военно-транспортных самолёта, в том числе четыре С-130, а также несколько сотен ПЗРК. Всё это талибы находили на оставленных американцами военных базах — заходи и бери, а передача оружия от бывшей афганской армии произошла ещё проще, т. к. раньше талибы его покупали у самих афганских военнослужащих, а теперь продажи сменились на бартер — оружие в обмен на сохранение жизни.
Естественно, обвинения в провале «успешной операции» посыпались на военную разведку США, военных аналитиков и командование Пентагона, мол, они снова просчитались, но это не совсем верная информация. Дело в том, что инициатором вывода американских войск из Афганистана стал Дональд Трамп, который 19 декабря 2018 года направил тогдашнему главе Пентагона — Джеймсу Мэттису поручение на проработку такого решения с соответствующим планом эвакуации.
В январе 2019 года RAND Corporation опубликовало отчёт Consequences of a Precipitous U.S. Withdrawal from Afghanistan (Последствия стремительного вывода войск США из Афганистана), подготовленный экспертами по Афганистану — Джеймсом Доббинсом, Джейсоном Х. Кэмпбелом, Шоном Манном и Лорелом Миллером, которые работали в этой стране в качестве специальных представителей от администрации президента США и Пентагона, т. е. по сути были кадровыми разведчиками с дипломатическими паспортами.
Их разведку рвало на их родину
Новости партнеров
В отчёте бывших кадровых разведчиков были разобраны все последствия быстрого вывода войск, которые тезисно выглядят так:
1. Если США покинут Афганистан, то с ними уйдут и союзники по НАТО.
2. Уменьшение экономической помощи Афганистану и помощи в области безопасности.
3. Правительство Кабула будет стремительно терять влияние и легитимность.
4. Власть перетечёт на периферию, где за безопасность будут отвечать региональное ополчение (талибы, моджахеды) и местные полевые командиры.
5. «Талибан» потеряет интерес к мирным переговорам с США и расширит свой контроль над территориями, с возможным сопротивлением со стороны афганцев.
6. Афганистан погрузится в масштабную гражданскую войну.
7. Число смертей среди гражданского населения резко возрастёт. В результате возникнут потоки беженцев, которые будут увеличиваться.
8. «Аль-Каида» и «Исламское государство» (здесь и далее террористические организации, запрещённые в РФ) получат дополнительные возможности для вербовки, вооружения и атак на региональные цели против США.
Естественно, на основании такого отчёта и других подобных по линии ЦРУ, Пентагона и экспертных разведсообществ был выработан чёткий план вывода войск США и их союзников с территории Афганистана. В этом плане последним пунктом прибывания войск США в Афганистане значилась авиабаза в Баграме, которая с 2001 года была превращена в неприступную крепость, защищавшую аэродром, способный принимать и обслуживать не только сверхтяжёлые транспортники C-5 Galaxy, но и стратегические бомбардировщики В-52Н.
Именно эта база была ключевой в логистике по поставкам военной техники на территорию Афганистана, гражданский аэропорт Кабула не располагал такими возможностями как по определению, так и по назначению. План «гордого и организованного» выведения войск рухнул в начале августа 2021 года, когда американцы оставили эту крепость на попечение афганской армии, но по стечению обстоятельств она досталась талибам.
Кто отдал приказ на оставление Баграма, думаю, американцы разберутся сами, но именно этот факт стал ответом на вопрос — почему американцы оставили военную технику талибам? Потому что её было физически невозможно вывезти из аэропорта Кабула — пропускная способность улиц афганской столицы и прилегающая территория к аэродрому вряд ли вместили бы сотни единиц военной техники, которую надо было готовить к отправке на авиабазу Рамштайн. В Баграме это бы получилось, и в нём американцы держались бы столько, сколько посчитали бы нужным.
В администрации Байдена все эти нюансы учтены не были и весь мир увидел позорное бегство из Кабула. Однако в этом «позорном исходе» есть некоторые обстоятельства, которые наталкивают на мысль о сговоре американцев с талибами.
Говорим «Талибан» подразумеваем США
Во-первых, приказы руководству армии Афганистана о прекращении боевых действий с талибами шли от американцев, — об этом говорили бывшие афганские военачальники. Поэтому боевые отряды талибов быстро захватывали провинцию за провинцией изредка встречая сопротивление со стороны армии.
Во-вторых, за 20 лет своего пребывания американцы максимально ослабили вооружённые отряды «Северного альянса» сформировав на их основе армию Афганистана. Когда герои войны с талибами, такие как Абдул Рашид Дустум, Мохаммад Исмаил Хан и Ахмад Масуд-младший, попытались возглавить сопротивление армии ИРА против «Талибана», то в её рядах они не нашли той самой поддержки, благодаря которой Альянс в 2001 году одержал победу над талибами.
В-третьих, враждебное отношение США к «Талибану» оказалось обманом. Американцы не раз заявляли о том, что являются создателями «Талибана», который, как гласит легенда, был создан спецслужбой Пакистана — Inter-Services Intelligence (ISI). Подтверждением сотрудничества США и «Талибана» — являются факты, связанные с лидерами «Талибана». Так, в августе 2021 года мулла Абдул Гани Барадар прибыл в Кандагар на борту самолёта ВВС США. Известно, что благодаря протекции США он был освобождён из пакистанской тюрьмы в 2019 году, а в сентябре 2020 года встречался с госсекретарём Майклом Помпео. Абдул Хак Васик, бывший замминистра разведки «Талибана», был выпущен в 2014 году из тюрьмы в Гуантанамо, с ним также был освобождён полевой командир — Мохаммад Фазл, сейчас оба находятся в военном руководстве талибов.
В-четвёртых, оставление Баграма с трудом подходит под термины «халатность» и «забывчивость» — факты вещь упрямая, современное оружие в руках террористов, и они умеют им пользоваться профессионально. В каком аэропорту мира окажется террорист с ПЗРК? — вопрос, над которым придётся работать всем мировым спецслужбам.
В-пятых, враждебность «Талибана» с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» только для отвода глаз. На самом деле они сотрудничают давно. Например, при занятии провинций талибы освобождали из тюрем их боевиков и полевых командиров, которые вливались в боевые отряды. К тому же все три организации были под опекой спецслужб США. Поэтому их разборки на тему «кто в доме главный» на самом деле борьба трёх отделов спецслужб за бюджет — кто сильнее, тому и львиная доля.
Что же мы имеем сейчас? По факту — в Афганистане действуют три террористические организации, которые захватили власть в стране. В их рядах есть подготовленные военные специалисты, профессионально владеющие подаренным и оставленным современным вооружением и военной техникой, в том числе самолётами, вертолётами и беспилотными аппаратами.
В стране грядёт экономический кризис, т. к. США и их союзники заморозили все счета ИРА. Таким образом, бюджет Афганистана нечем наполнять, разве что доходами от контрабанды и наркоторговли. Помимо этого, может разразиться и гуманитарный кризис, признаками которого являются беженцы, пытающиеся покинуть страну любой ценой. ООН предварительно оценило, что количество таких беженцев превысит 500 000 человек. С беженцами на территорию благополучных стран могут попасть и террористы.
Чем же займётся «Талибан»? Думаю, будет шантажировать мировое сообщество — террористы, беженцы, наркотики и прочий арсенал, всё сгодится. Поэтому головная боль о будущем Афганистана, теперь не у США, а у соседних стран и мирового сообщества. В этом и состоит суть «хитрого плана».
Автор — военный эксперт, редактор журнала «Арсенал отечества»