После нефти и газа Россия подсядет на новую сырьевую иглу
В один и тот же день — 23 августа — кабмин Михаила Мишустина утвердил концепцию электрического транспорта на десять лет, а глава компании «Росатом» Алексей Лихачев пообещал развивать литиево-ионное направление. Вряд ли это было случайным совпадением, как и данное чуть раньше обещание министра Шойгу построить несколько новых городов вдали от нынешних центров России.
Напомним, еще в апреле текущего года Владимир Путин в формате видеоконференции принял участие в саммите лидеров по вопросам климата, где сказал: «Подчеркну, Россия со всей ответственностью подходит к выполнению своих международных обязательств в данной сфере. Прежде всего это касается реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотского протокола и Парижского соглашения».
Новости партнеров
Если коротко — деньги из Фонда национального благосостояния будут выделены. Таким образом, в России назревает новый «зеленый» мегапроект, что по идее должно на «ура» приветствоваться западными лидерами. Ведь, если верить политикам G7, электрические транспортные средства являются важнейшей частью достижения глобальных целей в области изменения климата.
В качестве примера обычно приводится Великобритания, где в 2019 году выбросы на километр вождения за весь срок службы модели Nissan Leaf EV с литий-ионной батарей были примерно в три раза ниже, чем у среднего бензинового автомобиля.
Россия тоже пустилась в гонку.
«Мы собираемся замкнуть на себя всю цепочку от добычи лития до заготовки и реализации продукции. В этой части рассматриваем возможность привлечения средств ФНБ. С Минфином работаем», — с гордостью сообщил Лихачев. Причем уже известно, где будут добывать белый металл — в Мурманской и Иркутской областях.
Технических проблем нет, как и технологических. Можно не сомневаться, в утвержденный срок чиновники и капитаны бизнеса перережут ленточки, и начнут дымить горно-обогатительные комбинаты, убивая все вокруг. Конечно, хотелось бы ошибиться, но…
Имеющиеся ресурсы на Севере и в Сибири с лихвой покроют потребности России в будущем, и даже останется, что продать за кордон. Правда, местный народ не верит, что станет жить лучше. На форумах юзеры привычно ругают власть:
«Жители Мурманской области опять пойдут мимо кассы. Будем гордиться достижениями по телеку, пока разворовываются недра и наши карманы».
Новости партнеров
«Загадят похлеще, чем в Медногорске».
«Только вот во времена ИВС (Иосифа Виссарионовича Сталина), при всех его вывертах и лагерях, эта перспектива вела к усилению экономики страны, а во времена ВВП эта перспектива ведёт только к улучшению жизни 10% населения».
Скорей всего, так и будет. Тем более, речь идет о типичной практике во всем либеральном мире, куда вхожа и Россия. Мы не первые и не последние. То есть развитие электротранспорта пойдет по известной схеме. Пока одни — бедные — гробят здоровье поблизости от рудников и перерабатывающих предприятий, другие — богатые — катаются на экологически чистом транспорте. Так сейчас в Лондоне и в Нью-Йорке, так будет скоро и в Москве.
Не успели высохнуть чернила Мишустина на вышеуказанной концепции, как Кирилл Пуртов, министр столичного правительства, призвал обеспеченных горожан пересесть на электромобили. «Владельцам электрокаров предоставляются различные льготы, среди которых бесплатные парковка и зарядка на городских станциях, а также освобождение от уплаты транспортного налога», — подчеркнул он.
Из-за моды на электромобили, согласно аналитике экспертов специализированного информагентства S&P Global Platts, спрос к 2025 году на мировом рынке лития должен утроиться, тогда как литиевая олигополия, состоящая из четырех гигантов — чилийской SQM, американских FMC Corp и Albemarle Corp и австралийской Talison, фактически продолжит принуждать производителей электромобилей плясать под их дудочку.
Добавим, что в мире уже прописаны параметры углеродной нейтральности, к которым стремятся ведущие экономики мира. К примеру, Япония, как и другие страны «семерки», еще недавно ставила цель обеспечить к 2050 году до 24% своей потребляемой энергии за счет возобновляемых источников, столько же — за счет ядерной энергетики, остальное — из ископаемого топлива. Сейчас все намного жестче. Газа, нефти и угля вообще не будет в новом балансе. Половину энергии должны дать ветер, солнце и гидроресурсы, другую половину — генерация на АЭС.
Понятное дело, через 30 лет золотой миллиард кататься планирует только на электромобилях. С точки зрения нашей так называемой элиты решение развивать собственное литиево-ионное направление полного цикла вполне оправдано. Верхушке по большому счету все равно какое сырье продавать — нефть или литий — не оскудеет земля русская.
Кстати, только в планах электроавтомобильной компании Tesla значится постройка к 2040 году 100 заводов по всему миру, что должно обеспечить Илону Маску глобальные продажи якобы чистых транспортов на уровне не ниже 80 млн. единиц в год. Специалисты посчитали, что ожидаемые закупки лития только одним этим автомобилестроителем возрастут через каких-то два десятилетия до 800 000 метрических тонн.
Новости партнеров
Чтобы картина была понятнее: в 2015 году американская Геологическая служба оценила мировые запасы лития в размере 13,5 млн. тонн и заявила, что их хватит на 365 лет при тогдашнем уровне глобального спроса в объеме 37000 тонн в год. Следовательно, как раз к 2050 году и закончится первичный литий.
Между тем, существует большая неопределенность в отношении выбросов, связанных с производством аккумуляторов для электромобилей. Различные исследования дают совершенно разные цифры.
В частности, наиболее часто цитируемый отчет группы немецких экспертов из Института экономических исследований (IFO) показал, что «электромобили едва ли помогут сократить выбросы CO2».
Авторы сравнили выбросы для модели Tesla Model 3, с учетом всех аспектов изготовления, и седана Mercedes C220d по той же формуле. Цифры шокировали: дизельный Mercedes выделяет около 141 грамма углекислого газа на километр движения, а Tesla — от 156 до 181 грамма.
В целом, вывод такой: около 50% выбросов в течение жизненного цикла батарей приходится на электроэнергию, используемую при их изготовлении. Словом, если Москва хочет избежать экологических штрафов, то добывать литий и перерабатывать в аккумуляторы нужно за счет возобновляемых источников энергии. По-другому никак! На худой конец, требуется построить в том же Мурманске атомную электростанцию. Как говорится, приплыли.
Можно даже не сомневаться, американская литиевая олигополия будет доить наши предприятия, да так, что денег на экологические защитные мероприятия не хватит. Ну, не будет «элитка» за свой счет ставить фильтры! Жаба олигархов задушит: а как же яхты и дворцы в Лондоне?
Значит, загадят похлеще, чем в Медногорске. Хотелось бы, конечно, ошибиться.