Кажется, Сергея Шойгу стало слишком много в последнее время в заголовках федеральных СМИ. Одного только заявления, что главная опасность для страны – это разложение общества, хватило бы для обсуждения на неделю, но министр обороны каждый день накидывает что-то новенькое. Тут он рассказывает про Афганистан и советские войска, там – про Байкало-Амурскую магистраль, здесь – про новые города в Сибири. На деле же оказывается, что Сергей Шойгу – показательный пример того, как власть идет вперед с головой, повернутой назад, считает политолог Аббас Галлямов. Он поделился своим экспертным мнением с Накануне.RU:
– Теоретически в такие перспективы, как новые города в Сибири, наш избиратель мог поверить, может быть, в 2015 году, когда только Крым присоединили, в то время был повальный энтузиазм, казалось, что Россия встала с колен, и теперь совсем другая жизнь начнется. Ну, может быть, тогда люди могли поверить в это – и то не факт, слишком уж завиральный проект. А сейчас, когда государство не может удержать экономику от падения, когда все ухудшается по всем направлениям, в такие проекты не поверят даже самые отчаянные лоялисты.
Новости партнеров
Это будет воспринято в рамках классической российской парадигмы, что власти все время врут. Это абсолютно контрпродуктивная идея, ничего кроме насмешек и отторжения она не вызовет. Власти не могут удержать цены на «борщевой набор», а тут вдруг города начнут строить? Совершенно неадекватная позиция.
Следующее примечательное высказывание – про БАМ. Контекст очень простой – власти не думают о будущем, они живут вчерашним днем. Они постоянно вспоминают нашу славную историю и идут вперед с головой, повернутой назад. И вот эти отсылки к давно забытым символам лишь подтверждают, что власть консервативна, не хочет ничего менять. И это один из самых сильных негативных моментов, связанных с нынешним режимом.
При этом людям вообще внешняя политика уже неинтересна, она им надоела, они хотят, чтобы власти, наконец, занялись обустройством своей страны, и сам факт того, что во главе списка поставили министров иностранных дел и обороны – то есть людей, отвечающих за внешний периметр, он может отталкивать избирателя. Но поскольку министр продолжает говорить о том же Афганистане – это усиливает ощущение, что власти не собираются менять фокус своего внимания. Они все еще интересуются Россией по остаточному принципу, а в первую очередь интересуются большими геополитическими игрищами, которые избиратель когда-то любил, но сейчас они сильно надоели.
У людей позиция простая: хорошо, у нас славная история, но давайте еще и о будущем поговорим?
А власти нас постоянно возвращают в исторический дискурс. То есть вся Россия превращается в какой-то клуб любителей исторической реконструкции.
Но в будущем самого Сергея Шойгу нельзя исключать ничего. Нельзя исключать и того, что его сейчас «сливают» – что он пересядет в Госдуму, и это будет его пенсией. Как нельзя исключать и того, что его роль будет повышаться. Я не думаю, что он станет преемником – все-таки для Путина он слишком чужой. Путин более консервативен, для него самые близкие люди – это его питерское окружение, кого он знал до того, как стал президентом. Поэтому скорее всего преемником будет один из тех, кого он знал, с кем был близок когда-то давно, до начала своей федеральной карьеры. Но то, что Шойгу могут пересадить, например, в кресло председателя Госдумы – совершенно не исключено. Хотя точно так же могут и оставить министром обороны. В конце концов, подобные слухи о его повышении вполне могут быть попыткой его дискредитировать, потому что у нас это традиционный механизм дискредитации людей из окружения Путина – заявить его преемником в надежде, что Путин разозлится и охладеет к нему.
Информационная служба Накануне.RU