Разговоры об искусственном генезисе смертельного вируса и его утечке из лаборатории Уханя, интервью китайских исследователей в Америке вызвали бурный общественный резонанс и множество вопросов. Правдивы ли эти обвинения, и если да, то для каких целей в лабораториях создают опасные для человека вирусы.
В Конгрессе США разведка представила доклад, утверждающий лабораторное происхождение вируса. Подобные заявления не новы – разоблачающие интервью работавших в китайских исследовательских центрах учёных распространялись по всему миру с американского континента ещё в самом начале пандемии. Вместе с тем американская разведка указывает на то, что случаи заражения коронавирусом были зафиксированы значительно раньше официальной даты – декабря 2019.
Новости партнеров
Какие цели преследует американское правительство, возлагая ответственность за существование ковида на китайских учёных, зачем выращивать смертельные вирусы искусственно и действительно ли пандемия могла начаться ещё осенью 2019 года, обсудили в эфире программы «Вакцина правды» на телеканале «Царьград» ведущая Олеся Лосева совместно с русским учёным, биотехнологом Юрием Дейгиным.
– Американские законодатели опубликовали доклад с утверждением о происхождении COVID-19 в китайской лаборатории. Сейчас эта новость активно обсуждается, но не стоит забывать и о связи китайской лаборатории в Ухане с самими Штатами: многие китайские лаборатории существуют на американские гранты.
– По моему мнению, появление вируса с 90%-ной вероятностью – это результат утечки их уханьской лаборатории, 10 % вероятности я оставляю на некую природную версию происхождения. Неопровержимых данных, безошибочно указывающих на характер возникновения вируса, нет.
Доклад американской разведки, в свою очередь, представлен республиканцами, которые стремятся показать базу найденных доказательств и препятствовать засекречиванию данных со стороны демократов. И вместе с тем несколько перегибают палку, бескомпромиссно говоря о том, что вирус вышел из лаборатории.
– Такими докладами во многом формируется общественное мнение, если учесть недавние слова президента США Дональда Трампа о том, что Китай должен выплачивать репарации в силу своей виновности в пандемии, то тенденция в отношении желания надавить на Китай становится очень явной. Тем не менее, если мы склонны верить в утечку вируса, то остаётся открытым вопрос о причинах его создания.
– Это генно-фанкшн исследование, в рамках которого вирусам придают разные функции, в первую очередь функцию заражать человека. У подобных исследований две области действия: гражданская и военная. Область применения военных исследований понятна: создание оружия и защиты от него. Гражданские исследования оправдываются благородной целью поиска мутаций, делающих вирус опасным для человека. Но в действительности невозможно угадать, какая из миллиарда мутаций может стать опасной. Я сторонник запрета подобных исследований, как мы видим сейчас, никакие генно-фанкшн разработки с пандемией справиться не смогли, а риск утечки вируса из лаборатории остаётся крайне большим.
– То есть те, кто изучают вирусы, могут стать распространителями? В докладе ЦРУ представлены данные о том, что ещё осенью 2019 года в Китае были зафиксированы случаи заболевания ковидом.
Новости партнеров
– Американская разведка говорит о том, что есть данные об обращении сотрудников лаборатории за медицинской помощью в госпиталь осенью 2019 года, однако Китай не подтверждает заявления, а если и допускает возможность обращения сотрудников, то не говорит о коронавирусе. Тем не менее сейчас уже практически абсолютно точно понятно, что в Ухане вспышка произошла гораздо раньше заявленных дат, может быть, даже в сентябре.
Китай сообщил о потенциальной пандемии только в декабре, после того как секвенировал вирус и опасность стала очевидной. После исследования генома стало понятно, что это коронавирус, похожий на SARS, с которым Китаю уже приходилось сталкиваться.
– Вот мы говорим утечка из лаборатории, а как это выглядит?
– Ну как, заразился сотрудник…
– Как это могло произойти? Сотрудник не использовал специальную одежду?
– Довольно просто: скафандры, в которых сейчас работают с коронавирусом, – это четвёртый уровень безопасности: biosafеty level 4. А с коронавирусами в Ухане работали на biosafеty level 2.
– А почему, как вы думаете, не придавали такого значения вирусу?
– Не было серьёзных прецедентов: если учёные и заражались, то выздоравливали без последствий. Вариантов заражения исследователя множество: при низком уровне биобезопасности и заразном вирусе такое могло случиться очень легко.
Новости партнеров
– Если создаётся вирус, то логично и создание лекарства от него. Если ли у кого-то спасительная таблетка?
– Есть: вакцина.
– На создание вакцины ушло время, и сейчас отношение к ней неоднозначное. Есть ли созданные именно совместно с вирусом противоядия?
– Создать превентивно вакцину невозможно. Никогда не знаешь, какой вирус на тебя «выпрыгнет». А после того как уже что-то «выпрыгнуло», создать вакцину не проблема. В современной биотехнологической парадигме работа занимает 3 часа. После получения расшифровки генома вируса можно определить, какой геном в вакцине будет ему противодействовать. Поэтому полный цикл создания вакцины занял меньше года, что является существенным прорывом – раньше производство занимало значительно больше времени.
– Скорость создания вакцины и пугает…
– Людям нужно что-то придумать, чтобы их пугало. На самом деле, мы должны быть счастливы и благодарны, что эти вакцины так быстро появились.
– Сейчас проходят испытания, как я её называю, коктейльной вакцины. То есть, например, когда миксуют «Спутник» и «АстраЗенику». Говорят, это достаточно эффективно, и как вы относитесь к негативному шлейфу по отношению к «АстроЗенике»?
– Что касается «АстроЗеники», то случаев с тромбозом раз-два и обчёлся. А в отношении эффективности микса: совмещать «АстроЗенику» и «Спутник» особенного смысла нет, потому что они примерно одинаковые. А вот другая комбинация – между аденовирусными вакцинами и РНК-вакцинами имеет право на жизнь.
– Возвращаемся в Китай. Страна столкнулась с новой вспышкой пандемии, вызванной дельта-штаммом, предположительно привезённым из России. Самое интересное, что штамм выявлен у нескольких человек, а ограничения введены очень серьёзные.
– Изначально вспышка коронавируса в Китае началась от одного человека. Если вовремя не купировать вирус, то в Поднебесной будет вторая Индия. В Китае население вакцинировано китайскими вакцинами, которые до «дельты» не очень хорошо себя зарекомендовали, а уж при «дельте», скорее всего, вообще малоэффективны.
– Что вообще представляет из себя дельта-штамм и почему он доминирует? И что придёт ему на смену?
– Дельта-штамм не сильно отличается с точки зрения генома от изначального штамма. Но там произошла мутация в так называемом фуриновом сайте. Это такой сайт расщепления белков, который, грубо говоря, изначально сделал SarsCov-2 заразным, а в дельта-штамме эта мутация делает его во много раз более заразным. У человека вырабатывается в тысячу раз больше вирусных частиц и, соответственно, он заражает гораздо больше других людей.
– А переносчиком вируса, неважно какого штамма, может быть только человек или вещи тоже являются источником распространения?
– Вещи не могут быть, но животные – да. Например, ситуация с истреблением норок была оправдана. 30 человек заразились от норок штаммом, который мутировал в их организме. Соответственно, надо отслеживать всех животных, смотреть, если кто-то начинает заболевать этим вирусом, то быстренько с ними разбираться.
Между тем и Китай пошёл в атаку
Китайское издание Global Times China настаивает, что первые случаи коронавируса были отмечены именно в США. Например, во Флориде в мае 2020 года взяли и исчезли данные о 171 пациенте. А потом совершенно удивительным способом появились вновь. Их якобы восстановили, однако данные о симптомах сразу же засекретили. Журналисты между тем полагают, что первые случаи заражения в США зарегистрировали ещё в январе – феврале 2020 года. Как раз за месяц (а то и больше) до того как власти впервые заявили об официально отмеченных случаях COVID-19. В своих заявлениях они ссылаются именно на зарубежных собеседников.
Как говорит учёный Эрик Тонер, симптомы проявились у первых заболевших американцев в конце декабря или первых числах января. Таких заболевших было как минимум 26 человек. Таким образом, Тонер признаёт, что случаи заражения во Флориде могли иметь место ещё раньше, чем в Китае. А значит, нулевого пациента, вероятно, следует искать в США. Тем более что данные впоследствии были засекречены.
Global Times China добавляет, что манипулировать данными о ковиде в своё время отказалась аналитик Ребекка Джонс. Она как раз занималась случаями коронавируса во Флориде. Но после отказа включать подложную статистику к ней в дом пришла полиция и изъяла всю технику… Словом, размышлений на тему происхождения коронавируса всё больше, а значит, история с версиями только начинается.