В ВВС США признали, что нет страшнее зверя, чем летчик-коммуняка
6 августа завершатся начатые 19 июля самые агрессивные учения ВВС США под названием «Red flag («Красный флаг»). Впервые они состоялись в 1975 году после сокрушительных американских потерь в воздушных боях над Северным Вьетнамом в период с 1965 по 1973 год и с тех пор проводятся три раза в году на военно-воздушной базе Неллис в штате Невада. Тогда же была предложена концепция, согласно которой в «эскадрилью агрессора» отбирались из числа лучших пилоты истребителей ВВС США, которые обучались в полном соответствии с тактическими доктринами Советского Союза.
Теперь, надо понимать, самые крутые летчики-янки из 64-й элитной эскадрильи ВВС США при поддержке персонала из 57-й оперативной группы играют роль русских и ведут себя в небе по-русски. Что характерно: эскадрилья агрессора — это «красные», хотя вот уже тридцать лет мы уже бело-сине-красные. Но кого в Штатах это волнует. Для них нет страшнее зверя, чем «коммуняка» на самолете.
Новости партнеров
Противостоящие им американские эскадрильи — это «синие». Есть еще «белые», которые в имитационных боях не участвуют, но тщательно следят за ходом сражений. Их задача — максимально приблизить учения к реальности, когда на «хороших парней» обрушиваются самые разные угрозы, в том числе и с земли — со стороны ЗРК и РЭБ.
Подполковник ВВС США Тайлер Стеф, который отвечает за Red flag-21−3, так и сказал: «Нас просят делать очень плохие вещи очень хорошим людям, и мы симулируем это… Так что-то, что мы здесь представляем, действительно важно».
Главная фишка летних учений Red flag заключается в том, что впервые плохие «красные», то бишь русские, будут атаковать хороших «синих» на истребителях-невидимках F-35 Lightning II. Этот факт любопытен тем, что имитация воздушной войны, повторимся, должна вестись согласно реальным возможностям ВКС РФ.
Правда, не совсем понятно, причем тут F-35. Ведь если уж применять аналог единственного российского самолета 5-го поколения, то разумно было бы использовать тяжелый F-22 Raptor, который с большой натяжкой можно было рассматривать как аналог Су-57. Впрочем, под «красными» янки могли иметь в виду «китайцев» с их Shenyang J-31. Однако Тайлер Стеф все-таки угрозу от ВВС КНР поставил на второе место после ВКС РФ.
Наблюдатели отметили, что F-35 ранее летали за «синих», теперь невидимки оказались в эскадрилье агрессора, причем управляемые самыми опытными американскими летчиками, которые с огромным удовольствием играли плохих парней и задали настоящую трепку хорошим людям.
Судя по всему, «русские» были в существенном меньшинстве, поскольку в Red flag-21−3 приняли участие 15 различных эскадрилий и более 2200 человек личного состава со всех концов Соединенных Штатов.
«Исходя из нашего внимания к конкуренции великих держав, мы должны убедиться, что эти ребята (синие) готовы к войне», — объяснил подполковник ВВС Крис Финкенштадт, командир базирующейся в Неллисе 64-й эскадрильи агрессоров (AGRS). По его словам, противник пережил тяжелые дни. И хотя в сухих обзорах и скупых комментариях пресс-службы ВВС США невозможно найти какие-либо подробности, тем не менее в одном пресс-релизе все-таки было сказано, что на учении наблюдалось «много побед красной авиации».
Новости партнеров
Есть еще один любопытный момент. Главный урок Red flag-21−3 заключается в том, что невидимки не обязательно доминировали в боях, несмотря на стелс и передовые радары. Между тем, согласно доктрине американской воздушной войны, F-22 Raptor и F-35 Lightning II должны побеждать истребители ВКС РФ в соотношении 3:1 и 4:1 соответственно. Очень похоже, что заявленные пропорции не отражают реального положения дел. Причем, в составе «красных» F-15, который считается аналогом Су-35, зачастую был на высоте и «сбивал» даже F-22.
Поясняя суть нововведений, Ян Шталь, заместитель командующего 57-й оперативной группой, отметил, что мало того, что противники (русские) невероятно агрессивны в полетах, так «они развивают технологии быстрыми темпами, и наша цель всегда состояла в том, чтобы соответствовать и, если возможно, превзойти этот уровень технологического прогресса».
А еще Шталь сказал, что американские пилоты готовятся к угрозе, более опасной, чем с какой-либо они ранее сталкивались. Вообще-то янки любят громкие фразы, на которые можно было бы не обращать внимание. Пиарить себя и даже врагов, когда им выгодно, они умеют. Дескать, все очень серьезно, и хотя «ВВС США победят — будет очень трудно». Как показывает практика, такие разговоры почти всегда завязаны на очень большие деньги.
Похоже, без чьего либо личного интереса и здесь не обошлось. Бросается в глаза еще один любопытный момент. Истребитель F-35 был введен в состав эскадрильи агрессора и заработал «много побед красной авиации», в том числе над F-22, только после того, как нарисовалась реальная опасность для его массового выпуска. Не секрет, что уже с 2019 года идут разговоры о том, чтобы часть Lightning II отправить на металлолом, поскольку «золотые» самолеты ломаются часто, а запчасти постоянно в дефиците.
То, что невидимка Lightning II вдруг стала побеждать с большим преимуществом и показывать себя как надежная техника, вряд ли стало следствием работы над ошибками. Так быстро технические проблемы, которые считались еще вчера системными, не исправляются. Ведь сколько было критического материала, что пушка F-35 всегда стреляет мимо, а программное обеспечение всегда глючит. А тут на учениях Red flag-21−3 все оказалось в полном ажуре.
С учетом того, что руководители Red flag-21−3 многократно утверждали, что появление F-35 в составе «красных» — это работа на перспективу, можно не сомневаться, что они имели в виду разработку в России легкого пятипоколенника Су-75 Checkmate. Типа, если уж русские решили сделать аналог Lightning II, значит, Lockheed Martin и впрямь выпускает хорошую машину для «хороших парней».
Оставим домыслы конспирологам, но факт остается фактом: шумная пиар-кампания вокруг Checkmate неожиданно оказалась выгодна и американскому авиастроителю. Во всяком случае заокеанские СМИ, ранее жестко критикующие F-35, неожиданно стали его хвалить и рассказывать о реальных перспективах Су-75.
Заокеанские эксперты уже отметили, что появление Lightning II в составе «красных» на учении Red flag-21−3 не только повысило качество обучения летчиков ВВС США, но, скорей всего, положительно повлияло на испорченную репутацию невидимки. С другой стороны, не исключено, что ранняя критика F-35 как неудачного самолета могла быть частью масштабной дезинформации. Но после того, как на МАКС-21 был презентован Су-75 Checkmate, янки решили, что нет смысла продолжать игру.