ГлавноеАналитикаСоюзники США расплачиваются за свою несамостоятельность

Союзники США расплачиваются за свою несамостоятельность

Опубликовано

Шок Никсона. Именно так в политологии называется серия односторонних действий американского президента Ричарда Никсона в начале 70-х, вызвавших замешательство американских союзников. Чаще всего это выражение используют в отношении отказа США привязывать курс доллара к золоту (приведший к прекращению работы Бреттон-Вудской системы), однако в данном контексте нас больше интересует «китайский шок». Решение президента США нормализовать отношения с Китаем, принятое без консультаций и без учета мнений критического американского союзника – Японии. Токио был шокирован таким подходом, но в конце концов смирился – ведь речь шла о единичном случае, об исключении.

Сейчас, полвека спустя, подобные исключения стали если не правилом, то, по крайней мере, рядовым событием. Джордж Буш-младший выбросил на помойку мнение союзников во время вторжения в Ирак и создания систем региональных ПРО, Обама проигнорировал мнение Израиля и Саудовской Аравии во время заключения критичной для их интересов ядерной сделки с Ираном, а правление Трампа вообще было одним большим шоком. Предыдущий американский президент даже не делал вид, что его беспокоят мнение и интересы союзников, поэтому без зазрения внешнеполитической совести развязывал торговые войны, выходил из иранской ядерной сделки (ставя уже Европу, поназаключавшую сделок с Тегераном, в сложное положение), полоскал НАТО.

Новости партнеров

Кому-то могло показаться, что с приходом респектабельного дедушки Байдена все изменится. И вроде как хотелки даже начали материализовываться – Байден запустил процесс пересмотра внешней политики и дал понять, что теперь действовать будет рука об руку с союзниками. Однако по факту получилось, что действовать с одними против интересов других. Например, в вопросе «Северного Потока-2» – соглашение США с Германией, в рамках которого Америка дала добро на достройку проекта, стало настоящим «шоком Байдена» для ряда сил и государств, которые еще недавно под эгидой Штатов топили против проекта. Для Украины, Прибалтики и, самое главное, Польши. Которые до сих пор не понимают, что это было: локальное соглашение или же (на фоне прошедшего в Женеве саммита Путина с Байденом, где стороны договорились о прекращении эскалации конфликта в двусторонних отношениях) начало нового курса в отношении Москвы.

И, если это начало нового курса, то какие его правила и как той же Польше или, тем более, Украине под него подстраиваться – ведь вся их внешняя политика заточена именно под конфликтность. Помимо СП-2, Варшава и Киев «шокированы» изменением европейской политики Байдена. Если при Трампе Белый дом, конфликтовавший с ЕС, поддерживал Польшу, как троянского коня в Евросоюзе, а американские элиты крышевали Украину, позволявшую себе регулярно оскорблять и унижать Брюссель с Берлином, то при Байдене был взят курс не просто на восстановление отношений с Германией, но и на легитимацию Берлина, как лучшего друга и опору Вашингтона в Старом Свете. А, значит, Варшава с Киевом рискуют в ближайшее время столкнуться с немецкой местью – нордической и беспощадной. И это уже не говоря о непонимании того, как и в каком направлении дальше строить внешнюю политику.

Страшно

К Соединенным Штатам тут особых претензий нет. Американские внешнеполитические пируэты связаны исключительно с национальными интересами – так, как их понимают текущие хозяева Белого дома. Трамп вышел из ядерной сделки с Ираном потому, что посчитал это выгодным для США.

Байден «продал» немцам свое согласие на достройку «Северного Потока-2» потому, что посчитал это не просто выгодным, а единственно возможным выходом для Вашингтона в ситуации, когда СП-2 практически завершен, и помешать ему могли лишь тотальные санкции против компаний ФРГ (которые обрушили бы американо-германские отношения). Претензии есть как раз к элитам американских «союзников». Руководителям стран, которые в какой-то момент посчитали, что им не нужна самостоятельная, суверенная внешняя политика, основанная на национальных интересах. Куда проще, подумали они, привязать свою стратегию к американской, идти по проложенной американцами колее, и подбирать объедки, набросанные вдоль нее (а то, что для Америки объедки, для Украины – вполне себе серьезные бонусы). Ну, или, при достижении уровня профессионализма «Табаки», бежать впереди американцев по очевидному и предсказуемому направлению, зарабатывая себе внутри- и внешнеполитический рейтинг.

После крайних шараханий Соединенных Штатов очевидно, что эту стратегию нужно менять. Во-первых, потому, что таких пируэтов будет еще больше. Прошли те прекрасны времена, когда политика (как внутренняя, так и внешняя) выстраивалась на основе консенсуса между республиканской и демократической партиями. Сейчас обе ведущие политические силы США крайне радикализированы, и имеют лишь немного общих позиций (например, сдерживание Китая, да и то у каждой партии свои методы). Поэтому смена республиканцев на демократов и наоборот приведет к тому, что политика будет меняться – и союзникам, добровольно привязавшим себя к американской колеснице, каждый раз придется подстраиваться. В то же время – и это во-вторых, – для подобных подстроек у них банально не хватает ни ресурсов, ни политической гибкости. Сложно представить украинское руководство, которое рискнет выполнять Минские соглашения – или власти Польши, которые прекратят русофобскую пропаганду.

Казалось бы, выход из этой непростой ситуации очевиден. Союзники США должны стать именно союзниками, а не добровольными вассалами, как сейчас. Выработать собственную политическую линию, основанную на национальных интересах и учете (не подчинении, а именно учете) позиции США, после чего претворять эту линию в жизнь. Ну и, наконец, не демонстрировать открытую готовность дружить с американцами против других великих держав – особенно соседних. Ведь американцы уйдут, а сосед останется.

Новости партнеров

Однако никто из американских союзников пока не демонстрирует даже готовность начать этот пересмотр. Кто-то не может, не мыслит себя в отрыве от американской колесницы – так уж их учили. Другие боятся уходить в свободное внешнеполитическое плавание. Третьи же искренне считают, что американская внешняя политика может переобуваться, но какие-то вещи (например, курс на сдерживание России) останутся неизменным. И под него можно всегда подстроиться. Блаженны верующие.

vz.ru





Холодный расчет Путина: «Орешник» оказался во много раз страшнее, чем ATACMS

На складах Зеленского нашли устаревшие американские ракеты, многие вообще могут не взлететь Западные эксперты натужно гадают, что будет делать Дональд Трамп с украинскими ATACMS. И...

Александр Дугин. Какие цели выбрать для последующих ударов «Орешника»

С Орешником мы полноценно включились в процесс эскалации. На сей раз управляемой нами эскалации. Тут надо только продолжать - разумно и расчетливо. Было бы...

Никита Третьяков. Кому выгодна ядерная война

Все мы с тревогой и уже отчасти маниакальным увлечением следим за эскалацией вооруженного конфликта с США и НАТО. Уже не в первый раз возникают...

Читайте также

Подобрались вплотную. У границ России появилась новая угроза

В польском Редзиково открылась очередная американская военная база. Ее строительство обсуждали почти два десятка...

Алексей Чадаев. Про бородатую женщину

Социальная энергия испокон веков есть главный двигатель больших политических процессов. Энергия борьбы угнетённых за...

На Украине ввели экстренные отключения света после серии взрывов

Минэнерго Украины заявило в Telegram-канале об экстренных отключениях электроэнергии. "Оператор системы передачи срочно ввел экстренные...