Визит Михаила Мишустина на Курилы вновь обеспокоил и россиян, и японцев. У нас видят в шагах по совместному освоению попытки сдачи островов, а в Стране восходящего Солнца недовольны любой официальной активностью Москвы на этих территориях. Всё это напоминает результаты предыдущих поездок Дмитрия Медведева, с одной лишь разницей — нынешний визит российского премьера состоялся уже даже после того, как призывы к отчуждению российских земель стали уголовно наказуемым деянием.
В Японии предложенный Мишустиным вариант «свободной таможенной территории» переводят как «бестаможенную территорию», но не готовы даже к таким уступкам. Как передаёт агентство Infox, генсекретарь кабинета министров Японии Кацунобу Като на пресс-конференции в понедельник заявил, что правительство выражает российской стороне протест из-за визита Мишустина, а в МИД Японии был вызван российский посол.
Новости партнеров
Как отметил исследователь стран Азии из Токийского университета Василий Лебедев, ситуация идёт по кругу, потому что у японского правительства и у российского два разных подхода по проблеме Курил. Путин неоднократно заявлял, что сначала необходимо наладить работу по экономическому сотрудничеству, необходимо привлекать инвестиции, развивать Дальний Восток и для этого нужно устанавливать связи с Японией, вовлечь японский бизнес.
Для японцев же ситуация совсем другая. Для них это вопрос чисто политический, вопрос национальной гордости и к экономике он имеет только небольшое отношение ввиду наличия вокруг этих островов рыбных промыслов и других ресурсов. Но в первую очередь это вопрос внутреннего пропагандистского характера. При этом в Токио не теряют надежды получить острова, поскольку российское законодательство оставляет оговорку на случай демаркации границы.
«Эти два подхода долгое время несовместимы и поэтому происходит такой политический тяни-толкай. Визит Мишустина в некоторых японских СМИ затмил даже проходящую Олимпиаду. Они относятся к этому болезненно, и ещё более болезненно — к военным учениям, проходившим здесь около месяца назад. Из-за несовместимости подходов России и Японии я очень сильно сомневаюсь, что эти количественные изменения смогут перейти в качественные», — подчёркивает Василий Лебедев.
Что касается инвестиций и привлечения бизнеса, то тут есть сложности и не связанные непосредственно с политикой — методы ведения бизнеса в России остаются для японских, да и в целом азиатских партнёров, непонятными. Поэтому без серьёзных гарантий они вряд ли пойдут работать на экономику российской территории.
В то же время, значимость Курил для национальной безопасности России сохраняется ещё со сталинского периода. «После Второй мировой войны СССР, чтобы обезопасить себя с Востока, нужны были рычаги давления на Японию. Одним из этих рычагов были все Курильские острова. Поэтому Сталин в августе 1945 г. направил Трумэну обращение включить в советскую зону разоружения японских сил и принятия капитуляции все — он подчеркнул, — все Курильские острова. Что же может предложить нам с точки зрения безопасности Япония? К сожалению, ничего. У них с американцами заключён договор, согласно которому они обязуются передавать любую территорию в пределах своей юрисдикции. И японцы даже не имеют права американцам отказать», — напомнил эксперт.